Советский фарфор. Часть 4

soviet-porcelain

soviet-porcelainСоветский фарфор 70х годов

Наиболее яркими примерами одушевления предметов в керамике можно считать Моисея Рабиновича с его «очеловеченными» кувшинами, Наталью Богданову с её весёлыми чайниками — ироничными и душевными. Тема единения стихий представлена творчеством художников В. Малолеткова, Г. Кретовой, И. Покаржевской, Е. Захаровой.

Многие художники применяют технику сильной, энергичной лепки, глубокие врезы в форму и сильные всплески эмали и глазури. Так работают Л. Сошинская, В. Петров, В. Семёнова, В. Космачёв, С. Мальян. Особенным декоративно-пластическим дарованием обладает Людмила Сошинская, чьи сложные архитектурно-декоративные композиции полны энергии и порыва. Её произведение «Керамические окна» (1977) — раскрашенные рельефы, которые имитируют окна и предметы быта, находящиеся на них. В оформленной этими «окнами» гостинице города Пущино они помещены на кирпичную стену и будто бы распахивают её, создавая иллюзию простора. Подводя итоги, ещё раз отметим, что шестидесятые и семидесятые годы — время лозунга «Искусство — в быт», что отразилось на советском фарфоре, обусловило возврат к белизне, лаконичности, значению материала как такового, простой геометрии формы изделий. Советский фарфор тех лет нельзя назвать агитационным, он создавался не для пропаганды и самовыражения, а для бытового использования. Тем не менее, советский фарфор, статуэтки и сосуды из него, не лишены эстетики и не выступают носителями дурного вкуса. Ведь на предприятиях, производящих эти изделия, были сложившиеся таридиции и вековой опыт изготовления фарфоровых изделий, над ними трудились талантливые художники, мастера своего дела.

Советская керамика

Наряду с советским фарфором получила стремительное развитие керамика. В этом виде прикладного творчества наблюдался уход от утилитарности. Авторы керамических работ самовыражались, поначалу отдавая дань глине как материалу, экспериментируя с технологией, а затем используя пластику, фактуру и роспись для выражения своего мироощущения. Популярность среди художников-керамистов приобело «одушевление» бытовых предметов. Наряду с творческими коллективами заводов над керамическими произведениями трудятся самостоятельные художники, создающие авторские работы, выставляемые в СССР и за рубежом. Развиваются национальные керамические школы, сочетающие современные веяния с национальными, народными традициями. Яркие представители национальных направлений в керамике — А. Бдеян, О. Оболини, Ж. Почихидзе, Д. Головко, С. Чоколова. Советский фарфор и керамика не проходят незамеченными на российских и международных выставках. В наше время антикварный фарфор весьма популярен как в России, так и за рубежом. Советский фарфор занимает особую нишу в интересах коллекционеров, и ценится довольно высоко. Начинающему собирателю советских фарфоровых статуэток и других предметов следует разобраться в том, как отличить подоинную вещь от искусной подделки. Обратитесь к специалисту, изучите каталог клейм — и не пожалеете, ведь советский фарфор 1930-1980 только дорожает с каждым годом, и станет для вас прекрасным вложением средств, или прекрасной, отображающей эпоху, частью вашей коллекции.

Теги:,