Ледовоз — Композиция из камня от Фаберже. Часть 2

Клейма Фаберже

Антикварные ювелирные украшения — коллекция Фаберже

Композиция, найденная в Минералогическом музее, была представлена в первом томе «Очерков истории камня» (1954) академика Ферсмана. Из описания следует, что между двумя композициями из камня есть отличия. Например, сани музейного «Ледовоза» выполнены из орской яшмы, а здесь – из родонита. Оглобли в разных версиях изготовлены из змеевика и светлой яшмы соответственно. Вожжи представлены то в виде веревок, то в виде лент. У музейного экспоната отсутствует серебряный колокольчик под дугой. Имеется еще несколько различий между этими старинными ювелирными украшениями. Так как отсутствует исходная модель из разноцветного воска и не сохранилось никаких предписаний автора касательно использования определенных каменных пород, трудно сказать, какая из версий ближе к оригинальной идее. Известно, что некоторые модели имеют несколько вариантов исполнения. Они различаются несущественными деталями, которые обычно ускользают от постороннего наблюдателя, но не укроются от профессионального взгляда эксперта, оценивающего антиквариат. Бумаги из архивов указывают на то, что такая практика – не редкость. Допустим, выпущено несколько статуэток «Джон Буль»: в двух из них фигурируют красные пиджаки из пурпурина, в то время как личный экземпляр короля Сиама облачен в зеленый нефритовый пиджак. «Гармонист» и «Маляр» сделаны в двух копиях. Специалисты предполагают, что количество подобных фигурок не превышает 70-80- экземпляров. Многочисленные экспертизы подлинности подтвердили, что «Ледовоз» действительно изготовлен фирмой Фаберже.

Дом Фаберже и военное время

Автор композиции, Георгий Константинович Савицкий, прошел обучение в Петербургской Академии Художеств, получив в 1912 г. золотую медаль. Состоял в Академии художеств СССР. «Ледовоз», судя по всему, был изготовлен на Скульптурной камнерезной фабрике Фаберже, которой управлял П. М. Кремлев. Эта фабрика была открыта в Петрограде, Английский проспект, 44, на следующий год после окончания Первой мировой войны. Из документов выясняется, что в 1916 году Карл Фаберже подал прошение о предполагаемой отсрочке от военного призыва для своих лучших работников, изготавливающих ювелирные украшения, в том числе и для Аристархова Ивана Михайловича, который занимал должность токаря-резчика. Приводится и его дата рождения – 1872 г., то есть в оговариваемое время Аристархов уже получил соответствующий профессиональный опыт. Скорее всего, он перешел в фирму Фаберже из предприятия Верфеля, которое лишилась своего управляющего Александра Майера в 1915 году, в то время как Карл Фаберже как раз нуждался в хороших мастерах. По своему происхождению Аристархов был крестьянином из Калужской губернии. Он работал над «Ледовозом» в своей самобытной манере, для которой характерны уверенные, резкие движения, создающие впечатление динамичности. Лицо молодого извозчика удивительно выразительно. Камни подобраны крайне тщательно и точно подогнаны. Положение коня выглядит очень достоверно, он напряжен и пытается устоять на задних ногах. Мастер предусмотрел даже отпечатки валенок ледовоза на снегу. Известно, что художник Савицкий долго изучал лошадей, поэтому его работа отличается такой жизненностью и силой. В мире существует всего три композиции с таким грандиозным замыслом, при этом отличающиеся тонкостью работы. Это две версии «Ледовоза» и группа «Извозчик с лошадью».

Теги:, ,