45 Антикварный салон
На 45-м Антикварном салоне, прошедшем с 27 ноября по 1 декабря в Гостином дворе (Москва), были представлены несколько петербургских антикварных галерей. Все они выделялись своими классически строгими экспозициями и великолепным подбором произведений отечественного и зарубежного искусства.
Такие ярмарки призваны объединять мир коллекционеров, знатоков, помогать им выходить на круг ценителей и покупателей. Но помимо формирования своего рода тусовки арт-дилеров, салон призван стать катализатором интереса публики к миру искусства в принципе.
Конечно, снобы найдут массу недостатков и доморощенность салона, не дотягивающего ни до BRAFA, ни до TEFAF в Маастрихте или Биеннале антикваров в Париже, но, заметьте, в России и рынок старины не столь изобильный, как в Европе, да и традиция ярмарок искусства не столь давняя. Появляющиеся на таких салонах шедевры становятся особенно заметны – ведь простые зрители привыкли видеть высококлассное искусство, прежде всего, в музеях. И многие топовые произведения выставки, что приятно, принадлежат антикварам Петербурга.
Известный владелец трех антикварных магазинов «Гармония», Серебряный век» и «Трианон» представляет свое собрание под наименованием «Частная коллекция Михаила Суслова». Когда-то славная галерея «Русские сезоны» скромно именуется «Частная коллекция», хотя и та, и другая экспозиции ярко выделяются на общем фоне многих пестрых, либо помпезных пространств, своей строгостью и подбором только безупречных по достоинствам работ.
И хотя в центре внимания экспозиции М. Суслова деревянный гарнитур в народном стиле 1910-х годов, изготовленный в Полтавской губернии выпускником Строгановского училища (и организаторы салона даже озаглавили под него тематический блок — «национальный романтизм»), все же погоду собрания делает, прежде всего, ее живописная коллекция. Не считая большеформатного И. Айвазовского с изображением восхода над Босфором, здесь имена далеко не второстепенные для русского искусства: В.П. Орловский, В. Трутнев, И. Грабарь, С. Виноградов, Р. Фальк и другие.
Галерея «Петербург», одна из старейших на антикварном рынке нашего города, представила подборку работ известных мастеров. Музейная развеска в один ряд, черный фон стен, красивые рамы – все это демонстрирует высочайший уровень искусства коллекционирования. Можно сказать, центральная работа их экспозиции стала брендовой для всего 45-го Антикварного салона. Это «Натурщица» И.Е. Репина – одна из поздних работ мастера, уже относящаяся к его так называемому эмиграционному периоду – 1920-м годам, когда с приходом советской власти имение мастера в Куоккале (Репино) оказалось отрезанным от России. Известно, что на картине с обнаженной изображена одна из любимых моделей Репина с 1921 по 1928 г., жившая по соседству с «Пенатами», — Марианна Хлопушина. В экспозиции «Петербурга» представлены пейзажи В. Маковского, А. Саврасова (сразу два), В.П. Орловского, П. Верещагина, А. Шильдера, Н. Рериха, две работы Б. Кустодиева пастелью («Портрет Ю.Е. Кустодиевой с сыном» и «Автопортрет с сыном»).
Уже упомянутые «Русские сезоны» (в Путеводителе по экспозиции их можно найти по бренду «Антикварные сезоны») на протяжении многих лет проводили по высшим стандартам аукционного дела (с подготовкой серьезнейшего каталога) одноименный аукцион. Сегодня галерея на затяжном ремонте, об окончании которого владельцы предпочитают ничего не говорить. Тем ценнее возможность увидеть следующие произведения: «Портрет Александры Федоровны» (1840—50-е) кисти весьма любимой при дворе Николая I шотландки Кристины Робертсон, и «Портрет фрейлины» (1835) Т. Неффа, художника, близкого кругу К. Брюллова, и миниатюра маслом на железе «Портрет неизвестной» (кон. 1790-х) В. Боровиковского. Возникает ощущение, что ты попал, по меньшей мере, в загородную резиденцию великих князей, ставшую музеем, ну, к примеру, в Царскосельский Александровский дворец или в петергофский «Коттедж». Здесь и поясной «Портрет Елизаветы Петровны» кисти Г.Х. Грота 1740-х, и «Портрет наследника Александра II» (1850 г.) Е.Н. Ботмана в полный рост, и две портретные акварели В. Гау с изображением детей герцога П.Г. Лейхтенбергского.
Еще одним ярким петербургским экспонентом стала галерея «Империя». Скромно, в углу притаился портрет актера В.В. Самойлова кисти И. Репина, два года назад ставший событием для мира искусства (в Русском музее уже хранился репинский портрет этого актера 1902 г., а в ходе реставрации выяснилось, что данная картина, поступившая от частного лица, датирована 16 годами ранее). На боковой стене примечательны небольшой пейзажи Л. Лагорио, И. Похитонова, В. Поленова. Рядом с Репиным – довольно большой, вытянутый по горизонтали пейзаж с мотивом сумерек Н. Дубовского, чьи работы довольно часто появляются на этом салоне. Художник в свое время стал известен своими морскими пейзажами, его картину «Притихло» (в Русском музее) купил Александр III. На центральной стене – большеформатный пейзаж К.Я. Крыжицкого с вечерним видом морского побережья и цветущим деревом. Крыжицкий, как и Дубовской, — выпускник пейзажного класса живописи М.К Клодта Императорской Академии художеств (1884). Работы этого пейзажиста довольно часто появляются на антикварном рынке.
Среди 200 экспонентов Антикварного салона можно было отметить и стенды трех институтов научно-реставрационных экспертиз, среди которых один – петербургский: НИН центр экспертиз им. А. Бенуа. Это независимый центр, работающий с 2016 г., оснащенный самым новым технологическим оборудованием, необходимым для экспертизы и реставрации живописи, графики, иконописи, фарфора, фаянса, стекла, изделий из камня и металла.
В 2015-2017 гг. в Петербурге дважды в год в Ленэкспо проходила выставка «Антикварный базар», объединявшая деятелей антикварного рынка России и зарубежья. Сегодня организаторы этой выставки проводят такие мероприятия, как «Антиквариат», «Невские клады» и еще два, посвященные винтажу, нумизматике и филокартии. Однако эти выставки не могут удовлетворить спрос на саморепрезентацию лидеров арт-рынка из-за нечеткости концепции, несколько упрощающей элитарность мира искусства.
В такой ситуации московский Антикварный салон становится, пожалуй, наиболее удачным пристанищем для выстраивания внутрипрофессиональных связей в среде арт-дилеров, а также выходом на ценителя и покупателя произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. И очень приятно, что петербургские антикварные галереи смогли придать салону классический, почти музейный характер. Хочется надеяться, что москвичи сочтут это не снобизмом, а приверженностью высокому стилю.
Автор: Анастасия Безгубова
No comments yet.