Антиквариат: как избежать подделки
Антиквариат — подлинные ценности
Коллекционирование антиквариата — занятие увлекательное и к тому же весьма выгодное с точки зрения долгосрочного инвестирования средств. Ведь стоимость подлинного антиквариата со временем только возрастает. Правда, в искусстве коллекционирования существуют и множество «подводных камней» о которых нужно знать и стараться их избегать. Определяющим в решении купить антиквариат или воздержаться от его приобретения является уверенность в его подлинности. К сожалению, антикварный рынок сейчас насыщен подделками, причем такого уровня, что и не всякий эксперт сразу разберется. Конечно, посещая магазин антиквариата или аукцион антиквариата, мы знаем, что предлагаемые там произведения искусства прошли экспертную оценку. И, тем не менее, бывают случаи фальсификации и там. Поэтому каждому коллекционеру необходимо знать, как самому проверить подлинный ли антиквариат и какие есть способы проверки произведения искусства на оригинальность.
Изучение истории искусств — первый шаг избежать приобретения подделки антиквариата
Чтобы быть настоящим коллекционером, нужно хорошо ориентироваться в стилях искусства. Как минимум, ни в коем случае не путать изделия в стиле барокко с изделиями в стиле модерн, хотя оба эти направления и использовали орнаментальные оформления в виде гибких и извилистых природных форм. Посещение выставок, музеев, изучение специальной литературы позволит избавиться от досадных ошибок, сформирует интуитивное восприятие степени подлинности антиквариата. Такие книги, как трехтомник «Стили в искусстве» В.Г. Власова, «А. Бенуа «История живописи всех времен и народов», «Иллюстрированная энциклопедия антиквариата» Ричарда Аттербери, современные журналы «Антиквариат» и «Художественный совет», множество другой прекрасной литературы помогут не только легко ориентироваться в истории искусства, но и в оценке антиквариата.
Впрочем, теория и интуиция, это, конечно, хорошо, но вот несколько конкретных советов, на что нужно обратить внимание при выборе решения, купить антиквариат, или нет.
Несколько конкретных советов для определения подлинности антиквариата
Если при приобретении живописи возникают сомнения в подлинности полотна, нужно обратить внимание на углы картины. Перетянутый холст сразу будет заметен неровностями, складками, едва заметными дефектами.
Одним из самых безотказных способов проверки живописи на подлинность является просвечивание полотна ультрафиолетовыми лучами. Суть этого метода заключается в использовании специальной установки, при помощи которой картина в полной темноте просвечивается ультрафиолетовыми лучами. Лучи действуют таким образом, что под ними старые подлинные краски светятся в спокойной, темно-серой цветовой гамме, а недавно появившиеся краски видны в грязно-черном цвете. Даже недавно положенная на холст белая краска видна в темно-зеленоватой гамме и кажется темнее, чем подлинная, положенная на холст настоящим мастером черная краска. Вот такой люминесцентный эффект и является основой этого метода. Все следы реставрации также выступают на полотне темными пятнами.
Очень важным моментом при определении подлинности полотна является изучении подписи автора. Опытные коллекционеры используют лупы двадцатикратного увеличения и полагают, что при таком детальном анализе подлинности подписи художника ни одна фальшивка пройти не сможет. Но для полной гарантии можно использовать тот же метод просвечивания подписи ультрафиолетовыми лучами. Фальсификаторы хитры на выдумку. Например, могут на старинное полотно неизвестного художника попытаться наложить подпись известного и очень ценимого на антикварном рынке художника. В такой ситуации подлинность красок полотна при просвечивании ультрафиолетовыми лучами будет подтверждена, а вот подпись сразу выдаст подделку.
Подтверждением подлинности картины могут быть кракелюры. Кракелюры — небольшие трещинки в красках полотна, появляющиеся с течением времени. Кстати, кракелюры тоже могут поделать, так что какими должны они быть на подлинном полотне — тема для отдельного изучения при покупке антиквариата.
Стоит обратить внимание также и на подрамник, из какого он сделан материала, соответствует ли он времени и стилю работы художника, полотно которого приобретает коллекционер.
Одним из самых действенных методов изучения антиквариата и антикварного рынка является общение. Общение на Интернет — форумах коллекционеров, посещение музеев, галерей, выставок. Не менее важно изучение специальной литературы о колористике и композиции произведений изобразительного искусства, в частности замечательных книг Н.Н. Волкова «Композиция в живописи», «Цвет в живописи».
Коллекционирование антиквариата — это путешествие в удивительный мир искусства, которое обогатит и духовно, и материально.
No comments yet.