Фаберже — придворный ювелир

Фаберже - придворный ювелирИмя Карла Фаберже вызывает у наших современников ассоциации с давно ушедшим  в прошлое блестящим миром последних российских царей. Возможно, поэтому антикварные изделия фирмы ценится и за удивительную красоту, и за таинственный исторический флер, неизбежно сопровождающий ювелирные украшения от Фаберже. Не последнюю роль в устоявшемся образе легендарного ювелира играет история с пасхальными яйцами, так полюбившимися сначала семье Александра III, а затем и Николая II. Но талантливыми мастерами этой фирмы было создано множество  замечательных по технике исполнения и бесценных сокровищ.

Стиль Фаберже

Сравнительно новым было для России изготовление мастерами-ювелирами не только ювелирных украшений, но и множества   полезных вещей повседневного пользования. Это были  барометры, часы, портсигары, рамки для картин, булавки, шкатулки и сигаретницы, театральные бинокли и ножи для резки бумаги, флаконы для духов и письменные приборы. Каждая из этих вещей отличалась строгой элегантностью, удивительной формой и блестящей техникой исполнения. Ни одно из изделий не повторяло друг друга, все они были уникальны. Кстати, императрица Мария Федоровна была очарована изделиями Фаберже еще до появления знаменитых пасхальных яиц, на одной из выставок она увидела букетик ландышей, созданный мастерами фирмы. В этом обычном, на первый взгляд, изделии было столько вкуса и красоты, что имя мастера царственная особа запомнила навсегда. Вскоре среди состоятельных людей обеих столиц Российской империи   иметь антиквариат от Фаберже стало считаться  очень престижным. Появление на арт-аукционах XXI века таких вещей — всегда событие, они неизменно вызывают большой интерес у современных коллекционеров.

Карл Фаберже, формулируя творческое кредо   своей фирмы, всегда подчеркивал, что основа его — мастерство исполнения, безупречный вкус, а не дороговизна используемых драгоценных материалов.

Но у мастера были и свои секреты. Технология создания фирменной эмали до сих пор остается тайной. Карл Фаберже особенно интересовался ювелирным искусством Франции XVIII века. Тогда применялась техника гильошированного эмалирования. Воссоздав и усовершенствовав её, он добился совершенно неподражаемого  искусства эмалирования ювелирных изделий. Для того, чтобы, следуя этой технологии, создавать ювелирные украшения, нужно было обладать большим мастерством и опытом, настолько она была сложна. Стеклянные смеси с окисленными металлами разогревали ровно настолько, чтобы они начинали светиться, слои эмали (и прозрачной, и непрозрачной) накладывались несколько раз. Необычный, характерный только для изделий Фаберже переливчатый эффект достигался, если наносили первым полупрозрачный слой эмали с оранжевой тенью, и только затем прозрачная эмаль наносилась в несколько слоев. Особенно красивы были изделия, когда между слоями эмали размещали еще и золотую фольгу. Декоративная резьба или как еще называли этот процесс — гильоширование — создавало особенно сильный зрительный эффект.

Придворный ювелир

История  приобретения императором Александром III первого пасхального яйца уже стала легендой. Именно этот эпизод считается началом успешной придворной карьеры талантливого мастера и организатора  ювелирного производства Карла Фаберже. Хотя, на самом деле, он привлек внимание Александра III еще в 1882 году, на Всероссийской художественно-промышленной выставке демонстрировались изделия его фирмы. Но именно с 1885 года   преподнесение пасхальных яиц императорской семье стало традицией.

Известно, что особенно Мария Федоровна ценила яйцо с моделью Гатчинского дворца. Этот дворец был  любимой резиденцией императрицы. Модель его было создана из цветного золота, воссозданы в миниатюре все его архитектурные подробности, даже памятник Павлу I перед фасадом дворца. Именно этот драгоценный сувенир забрала она с собой, когда покидала Россию после отречения от престола её сына, Николая II.

Впрочем, вернемся в более счастливые для царской семьи времена, в 1885 году Карлу Фаберже  предложили стать поставщиком высочайшего двора. К началу ХХ авторитет фирмы стал чрезвычайно высоким. В 1890 году глава фирмы стал почетным гражданином. Это звание вводило его в круг привилегированного сословия Российской империи. Примерно в это же время его  назначили «оценщиком кабинета его императорского величества», а к 1910 году Карл Фаберже уже носил звание придворного ювелира. Это был период расцвета фирмы.

Фаберже на аукционах антиквариата

За тридцать лет Фаберже создал для императорского двора  более 50-ти пасхальных яиц. Царствующие особы очень ценили эти сувениры. Они считали пасхальные яйца оберегами и талисманами, передавали их по наследству. В наши дни появление на аукционе хотя бы одного из антикварных пасхальных яиц Фаберже вызывает настоящий ажиотаж. Особенно значимой для Дома Фаберже стала Парижская всемирная выставка 1900 года. Карл Фаберже входил в состав жюри, изделия его фирмы были представлены в отдельном зале. Эти события были подтверждением успеха фирмы в Европе. А сам глава её был удостоен ордена Почетного Легиона и звания мастера парижской Гильдии.

Теги:,