История фирмы Фаберже

Фирма Фаберже

В 2012 году исполнилось 170 лет со дня основания знаменитой фирмы Фаберже. И хотя просуществовала она  только до 1920 года, ювелирные украшения и другие изделия мастеров этой фирмы остаются самыми  популярными на   аукционах антиквариата. Правда, поскольку у славы тоже есть оборотная сторона, подделывают изделия фирмы  также очень часто. Вот всего лишь несколько фактов, иллюстрирующих успех шедевров Фаберже на аукционах мира. Миниатюрное золотое кресло высотой 5 см., украшенное бриллиантами при стартовой цене в один миллион долларов было продано коллекционеру, пожелавшему остаться неизвестным за 2,26 миллиона долларов.   Аукцион Сотбис известен тем, что даже простую рамочку от Фаберже постоянные посетители аукциона с удовольствием приобретали за десятки тысяч долларов. Три десятилетия своего существования фирма  находилась на пике популярности. Многие королевские семьи Европы были её постоянными клиентами, а началась история дома Фаберже в далеком 1842 году.

 Небольшое путешествие в историю

Фирма, производившая прекрасные ювелирные украшения и изделия декоративно-прикладного искусства, ассоциируется у наших современников, прежде всего с именем Карла Фаберже. И не напрасно, именно при нем ювелирная фирма пережила пик своего успеха, но основателем её был отец Карла – Густав Фаберже. Выходец из французской семьи гугенотов-протестантов, вынужденных покинуть Францию и обосновавшихся в Прибалтике, он в 1842 году, за четыре года до рождения Карла, открыл в Санкт-Петербурге ювелирную мастерскую и магазин. Мастерская пользовалась успехом, довольно высокий уровень доходов позволил Густаву Фаберже дать детям очень хорошее образование. Правда, на  формирование великолепного  художественного вкуса у Карла и младшего брата Агафона оказала большое влияние мать. Шарлотта Юнгштедт была дочерью известного датского художника. Утонченное, интуитивное чувство красоты, умение понимать и ценить антиквариат,  было воспитано именно ею.  После окончания частной немецкой школы Карл уехал в Дрезден заканчивать образование. Он глубоко изучил европейский опыт производства ювелирных  изделий.  Прекрасное образование, предприимчивость и отличный художественный вкус  поспособствовали тому, что в 1872 году Карл стал главой фирмы Фаберже. Тогда ему было всего лишь 26 лет. Известность в европейских странах, как и свой стиль,  появились  не сразу, но именно со своеобразием изделий Фаберже связана их популярность. Появлению своего, узнаваемого стиля немало способствовал Михаил Перхин — талантливейший мастер- ювелир. Он работал в мастерской с 1885 по 1903 год. С 1882 года к работе в  фирме приступил и младший брат Карла Фаберже — Агафон.

Особенности творческого почерка фирмы Фаберже

Карл Фаберже  для стиля своей фирмы сделал  основополагающей художественную ценность изделия, которая определялась мастерством исполнения, а не стоимостью использованных материалов. Для мастеров-ювелиров важны были, прежде всего, декоративные качества  камней. В мастерских была разработана своя технология изготовления эмалей, именно это изобретение позволяло создавать  непревзойденные по качеству ювелирные украшения. Отличительной чертой  эмалей была непревзойденная современниками  равномерность качества и идеально гладкая поверхность.

Еще одной фирменной чертой стиля  было использование искусства гильоширования, то есть создание на ювелирных изделиях тонкого, выгравированного узора, который состоит из изогнутых и прямых линий. В антиквариате от Фаберже известно более ста пятидесяти орнаментов из прямых и изогнутых линий. В 1882 году на Всероссийской вставке в Москве Карл Фаберже был удостоен золотой медали за ювелирные изделия своей фирмы.

Немного позже, в 1885 году началась история создания знаменитых пасхальных яиц. В марте 1885 года император Александр III получил от своего брата великого князя Владимира Александровича срочное сообщение, что ювелиром Фаберже создано удивительно красивое пасхальное яйцо с сюрпризом, его необходимо срочно приобрести, пока его не купили и не увезли за границу. Александру III ювелирное изделие очень понравилось, потом была создана целая серия драгоценных пасхальных яиц. По одним сведениям их было создано 50, по другим — 54.

С 1885 года Карл Фаберже становится  «поставщиком высочайшего двора», а в 1890 его удостаивают назначением «оценщика кабинета его императорского величества». Но настоящим  триумфом талантливого ювелира была парижская всемирная выставка 1900 года. И до неё на международных выставках изделия Фаберже не раз получали золотые медали. Но в Париже Карл Густавович  стал членом жюри, а драгоценные изделия его фирмы были представлены в отдельном зале. Постоянными заказчиками ювелирных изделий были правящие династии Англии, Испании, Норвегии, Дании, Швеции, болгарский царь. Российские императоры хранили в Зимнем дворце коллекцию готовых изделий от Фаберже, их использовали в качестве подарков при дипломатических визитах.

Судьба ювелирных изделий Фаберже после октябрьского переворота напоминает детективный роман. До сих пор  место нахождение многих драгоценностей не известно. Но иногда тот или иной аукцион в качестве топ-лотов предлагает прекрасные изделия Фаберже, которые эксперты считали давно исчезнувшими. В 1920 году, после смерти Карла Фаберже,  марку фирмы приобрел американец Сэмюэл Рубин. Но выпускались под этой маркой совсем не ювелирные изделия, а одежда, парфюмерия, фильмы.

Теги:,