Фарфор Кузнецова — часть 4

kuzn-4-2

kuzn-4-1Фарфор династии Кузнецовых: технологические новинки

Фарфор Кузнецова набирал популярность год от года, не только благодаря высоким художественным свойствам и качеству, но и благодаря умной маркетинговой и технологической политике. Продолжатель династии Кузнецовых всегда держал руку на пульсе событий, чтобы не отставать от новых тенденций в области изготовления фарфора.

Он активно использовал полезные изобретения на своих заводах. Например, в начале XX в. французы стали производить автоматы для формовки чашек с толстыми стенками, и Кузнецов сразу же стал их клиентом, установив автоматы «Фор» на Дулевском и Гжельском предприятиях.

В 80-е годы в Западной Европе возникла мода на деколь — переводные рисунки на фарфоре. Они переносились на изделие методом декалькомании (многоцветной печати, позволяющей достичь эффекта росписи вручную). Благодаря «Декалько» можно было обойтись без художников. В начале XX в. этот метод был адаптирован для Дулевского завода. Было создано 900 переводных рисунков, однако красочный слой получался несколько блеклым, поэтому продукция докрашивалась вручную. Рисунки имитировали роспись первой половины XIX в. – идиллические виды природы, бытовые эпизоды, цветочные букеты на фоне золотого узора.

Мастера тонировали продукцию цветным фоном с помощью аэрографа прямо по надглазурной росписи. Потом поверх наклеивались деколи на флористическую тему. В те времена предпочтение отдавалось пастельным тонам – розовому, голубому, сиреневому и желтому.
Целевой аудиторией кузнецовского фарфора в Российской империи была крестьянская прослойка, которые охотно брали недорогую практичную продукцию, и городские жители, что покупали по умеренным ценам посуду, походящую на аристократические сервизы. Кузнецов самым внимательным образом изучал предпочтения покупателей. Новые орнаменты создавались согласно вкусу потребителей и в соответствии с психологией цвета. Матвей Иванович привлекал к разработке эскизов известных российских художников.

Одно время на его заводе трудился Михаил Врубель. Он сделал рисунок с легендарным гусляром Садко для декоративного блюда.
К столетию победы России в Отечественной войне (1812 г.) кузнецовские предприятия выпустили юбилейную посуду, украшенную историческими сценами и обильно отделанную золотым орнаментом-штампом. Деколи для них были изготовлены в Германии. Сейчас отыскать этот коллекционный антикварный фарфор — очень сложно. Тем более купить фарфор Кузнецова сегодня также весьма затруднительно.

kuzn-4-2Процветание «Товарищества М.С. Кузнецова»

В 1913 г. на Дулевском предприятии трудилось свыше 3 тысяч людей.

Здесь производилось двадцать тысяч изделий общей стоимостью 1 750 000 рублей.
Предпринимательская жилка фарфорового монополиста, его личные качества способствовали процветанию «Товарищества М.С. Кузнецова». После успеха на Московской политехнической выставке (1872 г.) и промышленной выставке, которая была проведена в Нижнем Новгороде, Кузнецову дали право размещать на своей продукции Государственный герб.

Популярность кузнецовского фарфора за границей росла. Российские изделия получили золотые медали на Всемирных выставках в Париже (1889 и 1900 гг.), «Гран-При» на реймской (1903 г.) и льежской (1905 г.) выставках.
Достижения Матвея Сидоровича были отмечены орденами Станислава и Владимира двух степеней, орденом святой Анны, орденом Бухарской звезды, орденом Почетного легиона и др. Кузнецов активно участвовал в благотворительности, числился гласным городской думы и выборным Биржевого общества в Москве. Владельца лучших фарфоровых заводов страны именовали «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Если Вы являетесь счастливым обладателем предметов из фарфора производства фабрик Кузнецова и не знаете наверняка, подлинные они и сколько могут стоить — обращайтесь за оценкой антиквариата к нам.

Для этого на нашем сайте есть специальный раздел — оценка антиквариата.

Теги:, , , ,