Владимирская икона Божией матери — 5

vl5

vl5Чудеса старинной иконы Богоматери

Пока Москва находилась в осаде, об освобождении вместе с народом молился митрополит Варлаам. Разные письменные свидетельства сообщают о происходивших в это время чудесах. Василий Блаженный увидел, как Владимирская старинная икона Божьей Матери сошла с иконостаса, услышал глас, говорящий о Её желании выйти из Москвы вместе со святителями в наказание людям, прогневавшим Бога. При этом вокруг разлился ярчайший свет, который затем исчез. Престарелой слепой инокине было видение: сонм святителей, уходящий из Кремля со старинной иконой. На выходе из Спасских ворот святителей встретили преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский, и умолили их не уходить и не уносить Владимирскую икону Божьей Матери, а совершить вместе молебен об освобождении города. Все вместе пламенно молились Богу о прощении грехов и спасении Москвы от врагов, после чего возвратившиеся в Кремль святители внесли Владимирский образ Богоматери обратно в Успенский собор.

Подобные видения посетили ещё трёх женщин, девочку-подростка и пономаря. В народе решили, что Москву защитили от нашествия крымских татар силы небесные, призванные молитвами о спасении перед Владимирской старинной иконой, а заступничество преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского не дало совершиться отшествию святых (и благодати) от Москвы. В память о событии, описанном выше, был установлен ещё один праздник в честь Владимирской иконы — 21 мая/3 июля.

Исторические события и старинная икона

Такова богатая чудесами история старинной иконы и храма Владимирской иконы Божией Матери. Следует также упомянуть, что Бориса Годунова звали на трон, шествуя в Новодевичий монастырь с этой старинной иконой. С нею же в 1613 году встречал освободителей Московского Кремля от поляков — полки Минина и Пожарского митрополит Арсений. Иван Грозный, один из самых деспотичных русских царей, был вдохновлён на религиозное творчество именно Владимирской иконой и стал автором стихир на празднование этого образа 23 июля 1480 года.

Если предпринять попытку оценки иконы, следует учесть, что её внешний вид претерпел со временем большие изменения. Старинная икона прописывалась как минимум четыре раза, иконографически оказавшись сплавом типичной византийской основы и последующих наслоений русской иконописной классики. Первое подновление старой иконы было в первой половине XIII столетия, далее — в начале XV века. Третье подновление произошло в 1514 году — были заново написаны голова, торс и левая рука Богородицы в более тёмных тонах, и четвёртое — в 1895-96 гг, перед коронацией Николая II. Помимо этого, имели место небольшие починки. Всё, что сохранилось от древнего изображения — это лики Младенца и Божьей Матери, часть каймы пурпурного мафория, часть синего чепца, часть хитона Младенца с рукавом до локтя и остатки золотого фона. Первоначальные фрагменты были обнаружены в 1918 году мастерами, проводившими научную реставрацию старинной иконы.

Теги:, ,