Новоделы и антиквариат. Часть 1
Поддельный антиквариат
Параллельный рынок старины предлагает вещи, стилизованные «под антиквариат», то есть, если разобраться в этом вопросе, подделки. Есть несколько видов подобного «антиквариата» – новоделы, копии и реплики, каждый из которых имеет свои особенности. Антиквары, инвесторы и эксперты прекрасно осведомлены о фальшивках. Тем не менее параллельный рынок все еще остается терраинкогнита. Серьезные исследования на эту тему попросту отсутствуют. Тем временем историй о подделках насчитывается великое множество, чего стоит одна только эпопея об ожерелье Марии-Антуанетты. Представители СМИ считают этот предмет щекотливым либо чреватым и обходят параллельный рынок стороной. Вероятно, он просто находится ближе, чем принято считать. Слона в комнате не принято обсуждать.
Поэтому нам остается самостоятельно собирать крупицы информации. Что же известно о новоделах? Лидирующую позицию здесь занимает предмет нумизматики – металлические дензнаки. Фальшивомонетчики существовали во все времена, однако чеканить монеты для неразборчивых коллекционеров – это все же немного иной профиль деятельности. Могущественный Аракчеев в началеXIXв. отдал в петербургский монетный двор приказ об отливке «рублевиков» XVIIIв., чтобы не потеряться в среде аристократов. Монеты, призванные сразить надменных коллекционеров, чеканили старинными штемпелями. Медали XVIIIв. штамповались до конца XIX в., пока штемпеля не пришли в негодность. Практически все «петровские» и «екатеринские» медали, выставленные в современных антикварных салонах Москвы, как раз были изготовлены в тот период.
Новоделы могли иметь и законный статус. Госбанк СССР в конце 70-х – начале 80-х гг. чеканил червонцы «сеятель», которые имели хождение в 1923 г. Поступали в продажу и новоделы раритетных монет начала ХХ в., таких как 37,5 франка 1902 г. Восстановленные картины тоже могут считаться новоделами. Реставрация пострадавшей от кислоты «Данаи» как раз относится к этому типу. Как известно, картина Рембрандта была осквернена политическим фанатиком, агитирующим за свободу Литвы. Новоделами могут считаться и авторские дубликаты картин. Скажем, Саврасов сделал несколько версий своего известного полотна «Грачи прилетели».
Антиквариат на каждом углу: фальшак, подделка, новодел
Растиражированная графика имеет столь же широкое хождение, как и повторения монет. Офорты с авторских досок Рембрандта делались до конца XVIIIв.
Антикварные салоны предлагают оттиски с гравюр и литографий Рудакова, Кравченко и Фаворского, сделанные посмертно в 1960-х годах. В последнее время появился еще один вид новоделов – фотографии. Обладатели авторских негативов Гринберга, Пенсона и Родченко продают свежеотпечатанные «классические» фотографии. Специалисты сомневаются в подобных экспериментах.
Во-первых, авторский способ печати не скопируешь, а во-вторых, высокие цены на такие отпечатки нисколько не соответствуют их реальной стоимости.
Скульптуру тоже можно отливать по готовой форме, не обращаясь непосредственно к автору произведения. «Лениниада» Андреева неплохо смотрелась в гипсе. Довоенным копиям вождя не было числа. «Каслинское литье» практиковалось до 1970-х годов. Скульптуры отливались из чугуна по формам, сделанным в конце XIXв – начале XXв. Качество полученных изделий оставляло желать лучшего. По крайней мере, в антикварных магазинах найти образец данной продукции сейчас можно лишь в самом темном углу. На витрине же такого не сыщешь днем с огнем.
Проблем с тиражированием фарфоровых статуэток тоже не возникало. Новый хозяин завода в Вербилках изготовлял фигурки по формам Гарднера. Также Кузнецов по каталогам восстанавливал отсутствующие предметы в сервизах. «Кузнецовские сервизы» теперь можно найти в антикварных салонах и лавках. Определить хронологическую последовательность работ можно, исследовав клеймо на дне.
Мебель тоже может быть новодельной. Краснодеревщики собирают ее из элементов старой мебели. В чем-то это даже традиция. Венские стулья после преображениимогут обзавестись удобными сидениями и прочными ножками.
Антиквариат на заказ — имитация или подделка?
Перебирать все виды и типы новоделов – занятие долгое. В принципе, имитируют любой антиквариат.
Подделки, разумеется, стоят гораздо дешевле оригиналов. Реставраторы иногда проводят экспертизу, чтобы подсчитать «коэффицент подлинности».
Поэтому, перед проведением покупки антиквариата проводят экспертизу предметов старины.
Разумеется, эта информация моментально обесценивает копии, потому что их коэффицент подлинности по умолчанию равен нулю. Однако эти вещи все равно выставляются на столичном рынке антиквариата, и следует ожидать, что продавцы не станут маркировать их по степени аутентичности.
В Москве имеется самая масштабная копия в мире – храм Христа-Спасителя. ЮНЕСКО не расценивает эту железобетонную постройку как памятник культуры. Существует копия «Янтарной комнаты» Екатеринского дворца в Царском селе. На ее обустройство было затрачено 12 млн. долларов.