Новоделы и антиквариат. Часть 2
Антиквариат и «старая» живопись — копии и реплики
Титул «антиквариат» обязывает и конечно отражается на цене предмета. Кажущаяся «подлинность» живописного полотна часто обусловлена великолепной техникой исполнения. Но — копирование картин часто не является столь уж затратным процессом.
В XIXв. ученики русской Академии художеств поправляли свое финансовое положение, делая копии старинных полотен для почитателей классического искусства. В XXIв. ученики Строгановского училища продолжают это занятие, беря заказы от гостей, приезжающих на вернисаж в Измайлово. До начала революции портрет государя должен был висеть в многочисленных канцеляриях.
Бюрократический аппарат в избытке обеспечивался дубликатами официального монаршего портрета. После образования СССР та же участь постигла изображения вождей и их наиболее известных приспешников. Особой популярностью пользовались идеологические полотна, прославляющие деяния Ленина, Сталина, Ворошилова.
После Великой отечественной советские граждане получили возможность расширить свой художественный кругозор.
В местах культуры и отдыха возникли знаковые репродукции работ Шишкина, Айвазовского и Перова. После распада великой державы каждый человек мог выбрать себе что-нибудь по вкусу, не боясь прослыть неблагонадежным. Сегодня покупка продажа антиквариата — это риск. В последнее время популярны копии картин мещанского толка. Семирадский и АльмаТадема поспешили занять пустующие места на стенах квартир.
Старый новый антиквариат
«Русская антикварная галерея» некогда начинала именно с изготовления копий. Потом возникла специализированная студия «Копи-Арт». В «Галерее Донде и партнеры» можно заказать копию любого художественного произведения. Факсимильные (точные) дубликаты сегодня не актуальны. Но хорошие копии в рамах (преимущественно графику) все еще можно обнаружить в магазине «Книга и ремесло».
Антикварные магазины и салоны предлагают популярные в 50-х гальванокопии раритетных монет и медалей. Магазин «Звезда» продает копии всех орденов, выпущенных когда-либо в России, в том числе звезду ордена Андрея Первозванного, копии военных знаков отличий.
Аукционный дом «Гелос» сперва занимался созданием мебели по старинным образцам. В настоящее время существует несколько мастерских, изготавливающих копии известной мебели. Это «Гнутов и Ко», ЗАО «Смирвальд». Дублируется любой материал, который может заинтересовать покупателя. «Кузнецовский фарфор», форма РККа и вермахта, ножи и кинжалы. Магазин «Комбриг» предлагает копии дуэльных пистолетов.
Ювелирные драгоценности и антиквариат в стиле модерн тоже подлежат воспроизведению.
Что такое реплики, все знают благодаря «репликарам». Это машины, которые выглядят винтажно, но под капотом у них современные запчасти. Благодаря этому ретро-машина ездит так же быстро, как и новый автомобиль. И. Глазунов создал роскошную реплику интерьера Кремлевского дворца второй половины XIXв.
Под Северной столицей недавно возвели еще одну историческую реплику – Константиновский дворец. На строительство ушло приблизительно полмиллиарда долларов. В презентации проекта были задействованы выражения вроде «в стилистике», «а-ля». Реплики живописи и графики реализуются у ЦДХ и в Измайлово. Там можно приобрести «работу» любого известного художника. Конечно, не все реплики искусны так, как виртуозные стилизации Ван Мегерена под Вермеера, вводящие в заблуждение даже экспертов с мировым именем.
Итальянские мебельные салоны столицы располагают репликами всех цветов и мастей. Здесь продается не только мебель, выполненная в разных стилях, но и репликативный декор для интерьера (от гобеленов до часов). Имитации без устали рекламируются изданиями, что сотрудничают с фирмами, изготавливающими и продающими мебель.
Антикварные картинные рамы и итальянский багет
Грамотная подача товара действительно творит чудеса. В середине девяностых арт-рынок начал пользоваться багетом, придуманным в Италии. Новый тип рамы позволил придать старинным полотнам презентабельный вид.
Раньше они абсолютно терялись в стандартных картинных рамах и не привлекали внимание перекупщиков. Выбрать раму было действительно не из чего. Московские багетные мастерские предлагали багет исключительно двух видов – «золотой» (бронза) и «под красное дерево» (бронза по краям). Но то, что подходит для оформления портретов лидеров пролетариата, не годится для классических полотен. Сегодня не проблема найти изысканную раму, которая сможет подчеркнуть достоинства старинной картины. Можно отыскать даже раму сложной формы, в которой работы времен Ренессанса будут чувствовать себя как дома.
Обычно отечественные антиквары не придают особого значения раме картины, хотя от нее зависит многое. Прежде старые мастера специально заказывали рамы для своих уже завершенных работ.
Олаф Лемке, коллекционер из Германии, является счастливым обладателем 2 500 картинных рам и рамок, датирующихся XVI-XIX вв., и выступает экспертом в области обрамления картин. В последнее время старинные рамы начали пользоваться спросом и на нашем арт-рынке.
Несомненно, что спрос рождает предложение. Из этого следует, что параллельный рынок «антиквариата» имеет своих потребителей.
Почему же люди до сих пор имитируют прошлое, не довольствуясь его малочисленными реальными осколками? Сложно сказать. Возможно, это ностальгия по золотому веку и трепет перед величием монарших династий, к которому хочется хоть как-нибудь приобщиться. История все еще имеет силу над нами.