Оценка старинных картин и антикварной живописи

Оценка старинных картин

Художественные вкусы людей чрезвычайно разнообразны и здесь оценка старинных картин выступает, насколько это возможно, объективным критерием. Не зря существует поговорка «На вкус и цвет товарищей нет» или «О вкусах не спорят». Так и  в живописи, кому-то нравятся яркие краски и ритм картин Матисса, периода фовизма, а кто-то не мыслит интерьер своего кабинета без  пейзажей художников-реалистов.

Можно услышать недоумевающие высказывания по поводу оценки антикварной живописи на аукционах. Например, почему именно полотно   Малевича «Супрематическая композиция» заняло второе место в рейтинге самых дорогих картин русских художников,  и было продано на аукционе «Сотбис» за 60 миллионов долларов? Ведь далеко не каждому понятно, какой смысл вложил художник в свой синий прямоугольник поверх красного луча.

Оценка старинной живописи на антикварных аукционахСтаринная живопись на рынке антиквариата

Ответ прост. Во-первых,  супрематизм  — революционное явление в мировой живописи, изменившее её историю, «Супрематическая композиция» — большая редкость, произведения Малевича на аукционах антиквариата почти не появляются и в частных коллекциях их совсем немного. А редкость цениться очень высоко. Так, на примере картины Малевича мы может обратить внимание на два важных аспекта в оценке антикварных картин: роль живописного полотна в развитии мировой живописи и степень его уникальности.  Помимо всего прочего, купить антиквариат такого уровня все равно, что инвестировать свои средства в перспективное предприятие. С годами перспектива прибыли будет только возрастать.

Итак, по каким же параметрам происходит оценка антикварных картин и могут ли вообще в столь эфемерной и духовной сфере существовать объективные способы перевода шедевров живописи в финансовый эквивалент? Оказывается, могут. Причем, так считают не только арт-дилеры. Знаменитый художник Сальвадор Дали предлагает целых двадцать два параметра для оценки картины и определения её рейтинга. Рассмотрим хотя бы некоторые из них.

Во-первых, для создания любого произведения изобразительного искусства используются материальные средства. От их качества зависит сохранность, да и степень выразительности  произведения. Поэтому, как для оценки старинных картин, так и полотен современных художников учитываются материальные параметры.  К ним относятся:

— материал картины. Картины, написанные на картоне или бумаге больше подвержены разрушительному влиянию времени, чем холст;

— какой использован краситель, насколько он подвержен выцветанью — это следующий материальный параметр оценки;

 — физическое состояние антикварной картины, насколько хорошо она сохранилась в данный момент и каковы перспективы её сохранности в будущем. Например, акварели стоят на художественном рынке несколько дешевле именно потому, что сохраняются хуже, чем картины, написанные маслом или темперой;

— параметр размера, точнее, насколько размер картины соответствует  композиции и замыслу художника. Проще было бы сказать, чем крупнее полотно, тем дороже оно стоит, но это, конечно, совсем не так. Скорее этот параметр оценки можно было бы назвать параметром коррекции размера.

Нематериальные параметры оценки антикварной живописи

Несравненно более важными являются нематериальные параметры оценки произведений изобразительного искусства. Но в определении их необходимо участие специалистов. Кстати, если мы вернемся к оценке  уже упоминавшейся картины Малевича «Супрематическая композиция», то для определения её первоначальной стоимости эксперты из аукционного дома «Сотбис» использовали метод прецедента. Поскольку определить рыночную стоимость этой работы было очень затруднительно, полотна Малевича почти не появляются на художественном рынке, специалисты из «Сотбис» сформировали цену, исходя из рыночной стоимости полотен Пикассо и Мондриана.

Критерии оценки антиквариата

Итак, к нематериальным параметрам оценки живописи относятся:

— имя художника. Конечно же, произведения знаменитого художника стоят гораздо дороже, чем  картины пусть и очень талантливого, но еще неизвестного живописца;

— художественная ценность антикварной картины. Очень часто весьма спорный параметр, но интуитивно  ощущаемый настоящим любителем  живописи, не хуже, чем искусствоведом. Каждый может почувствовать, с вдохновением художник писал картину или просто, чтобы продать скорее. Но вот определить  уровень композиции, гармонию цвета может далеко не каждый дилетант в области живописи;

— техника исполнения картины и композиция. Для определения этого параметра желательно обратиться к искусствоведу. Кстати, нарочито небрежная манера живописи отнюдь не свидетельствует о низком уровне мастерства.

— степень «рыночной раскрутки», и это в нашем материальном мире имеет большое значение.

Вот далеко не полный перечень параметров, учитывающихся при оценке антиквариата. Этот перечень можно еще дополнять и дополнять. Например, иногда состоятельные покупатели платят огромные деньги за полотно ради престижа или чтобы пробрести достопримечательность в свои владения. Так произошло с картиной Поля Сезанна  «Игроки в карты». Королевская семья Катара приобрела её за 250 миллионов долларов ради музея современного искусства, который они, якобы, планируют  создать в своем нефтяном королевстве. Это престижно, повышает авторитет правящей династии и привлекает в Катар туристов.

Теги:, , , , , ,