Старинный фарфор ИФЗ

star-farf-ifz

star-farf-ifzЕлизавета Петровна – основательница мануфактуры по производству фарфора

Императорский фарфоровый завод был основан в Санкт-Петербурге в 1744 году. Создан он был благодаря указу Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого. Императрица стала основательницей мануфактуры, которая в Российской империи стала первым фарфоровым предприятием, а в Европе – третьим.

Виноградов Д.И. (1720–1758), будучи очень способным русским ученым, именно здесь изобрел способ изготавливать фарфор, который по праву можно назвать белым золотом. В истории керамики ни один ученый до него не смог составить описание производства фарфора. Виноградов же описал его наиболее близко и понятно. Фарфор, который он создал, был настолько уникальным, что его по качеству нельзя было отличить от саксонского. Масса, которую изготавливали из отечественного сырья, по составу практически ничем не уступала китайской. Именно поэтому старинный фарфор того периода пользуется особой популярностью на сегодняшнем рынке антиквариата.

В первые несколько лет после основания Невская порцелиновая мануфактура занималась производством небольших вещей. Зачастую это были табакерки, изготовленные специально для Елизаветы Петровны. Эти предметы императрица использовала в качестве подарков своим приближенным и дипломатических подарков. Так было вплоть до 1752 года. После того, как Виноградов создал большой горн, мануфактура стала выпускать гораздо большие и крупные вещи. В данном периоде был создан сервиз «Собственный», который был личной собственностью Елизаветы Петровны.

На мануфактуре, начиная с 50-х годов, стали изготавливать «фарфоровые куклы» — фигурки, изображавшие животных и людей. На сегодняшний день —  это уже антикварные фарфоровые статуэтки, спрос на которые в последнее время все возрастает. Но эти фигурки были доступны далеко не всем. Производство фарфора увеличивалось, но только приближенные двора могли похвастаться такими сувенирами. Что же касается фарфоровых сервизов, то в XVIII столетии их ставили в один ряд с прочими драгоценностями. И лишь по прошествии целых десятилетий их начали использовать по назначению – для сервировки столов.

Анализируя деятельность предприятия в данном периоде, можно сказать, что то положение, которое оно занимало и насколько развивалось в художественном плане полностью зависело от желаний и нужд императрицы.

Высокая стоимость и значимость русского старинного фарфора, созданного в период раннего классицизма

Еще одним важным периодом в развитии русского фарфора стали 1762-1801 гг., когда наблюдался его расцвет.

Вступив на престол, Екатерина II (1762–1796) взялась за реорганизацию мануфактуры, которая с 1765 г. Была переименована в Императорский фарфоровый завод. Цель перед ним также была поставлена новая – обеспечить всю Россию фарфором. В это время на завод был приглашен французский скульптор Ж.Д. Рашетт на должность модельмейстера. Он оказал значительное влияние на развитие фарфора в России. Рашетт способствовал тому, что на заводе основным направлением стал классицизм, который преобладал во французском искусстве. На сегодняшний день за антикварный фарфор того времени многие готовы заплатить большую цену.

Теги:, ,