Портрет Б. Ф. Леви, написанный Ильей Репиным: история шедевра

32
Старинная картина Репина на аукционе антиквариата

Репин. Портрет Б.Ф. Леви

Оценка русского антиквариата — аукцион стартует с миллиона долларов

Шведский аукционный дом «Bukovskis» выставил на продажу картину, написанную Ильей Репиным. Стартовая цена старинной картины составила 7 000 000 шведских крон  (около 1 000 000 долларов США). Шведские эксперты высоко оценили антикварную живопись великого русского художника. Купить картину кисти русского художника — это серьезное статусное приобретение. Специалисты, занимающиеся экспертизой и оценкой антиквариата на профессиональном уровне, отмечают не только высокий технический уровень живописца, но его глубокую заинтересованность. Считается, что поводом для такого высказывания стали слухи о сердечной привязанности художника к модели.

Картина Репина — история создания

Репин познакомился с четой Леви в Санкт-Петербурге, куда супруги переехали из Москвы. Обосновавшись в столице, они старались завести побольше знакомств в среде творческой интеллигенции, активно скупали картины у петербургских живописцев. Василий Леви, муж модели Репина, был близко знаком с художника и хорошо понимал его. Он осознавал масштаб дарования живописца и его значение для русского изобразительного искусства, был хорошо осведомлен о трудных жизненных обстоятельствах, в которых находился Репин, вынужденный в преклонном возрасте обеспечивать семью. Леви был коллекционером антиквариата  и поклонником творчества Репина ещё с молодых лет, ещё до личного знакомства с ним. Он восхищался не только гением живописца, но и его интеллектуальной позицией – Репин был поборником социальной справедливости, выступал в защиту чести  человеческого достоинства. Встреча Репина и семьи Леви состоялась весной 1918 года, в небольшом дачном городке Териоки (ныне Зеленогорск), где семейная пара пережидала жестокие события революции в своем финском особняке. Репин жил неподалеку, в городе Куоккала, поэтому Леви решили нанести ему визит. Живописец сразу очаровал своих новых знакомых, проявив неподдельный интерес к художественным опытам Василия Леви. Совершенно особая атмосфера, которую Репин создал в своем доме, вопреки тяготам повседневной жизни и социальным потрясениям, способствовала возрождению его творчества, страстной любви к искусству и юношеского энтузиазма. Общение с художником заряжало энтузиазмом всех его знакомых, родственников и друзей.

 Отношения Репина и семьи Леви

Атмосфера жилища Репина осталась неизменной даже после социального взрыва 1917 года. Октябрьская революция и начало гражданской войны не поколебали спертый воздух башни из слоновой кости, в которой укрывались ценители высокого искусства. Дом Репина в «Пенатах» стал своеобразным символом бегства старой культуры от содрогающегося в спазмах обновления российского общества. Круг Репина позиционировал себя как «приют» для живописцев, литераторов, музыкантов, которые почувствовали себя в опасности на взбудораженных революцией улицах голодного Петербурга. Однако, семья Репина – супруга, две дочери, сын и внук – постоянно испытывала финансовые трудности, и это принуждало живописца не обрывать связей с внешним миром и время от времени заводить полезные знакомства, которые могли бы поправить его денежное положение. Поэтому знакомство с семьей Леви, восхищавшейся его творческим гением и неподражаемым мастерством, оказалось весьма кстати.

Старинная картина как историческое свидетельство

Художник был крайне воодушевлен возможностью общения с относительно обеспеченной семьей – даже средний уровень благосостояния был большой редкостью в тяжелые послереволюционные годы. Теплые чувства художника были взаимны – Василий Леви испытал невероятный восторг, встретившись в человеком, которого считал своим ориентиром в жизни и творчестве.

Так начались их близкие отношения, которые продлились без малого 11 лет. Почти сразу Василий Леви узнал, что великий живописец находится в весьма стесненном финансовом положении (об этом он сообщает в своих мемуарах, описывающих, кроме того, круг ценителей живописи начала 20 века). Обращаясь с молодым художником весьма свободно и открыто, Репин рассказал о том, что нуждается в деньгах и тотчас попросил дать ему в долг довольно значительную по тем временам сумму – 200 марок.

С течением времени размер долга увеличивался, а положение Репина не становилось лучше, и великий живописец решил написать портрет Беатрис Леви, ныне выставленный на аукцион антиквариата, в счет долга.

Теги:, , , ,

No comments yet.

Добавить комментарий