Последнее пасхальное яйцо Николая II. Часть 2

Последнее пасхальное яйцо Николая II

Дореволюционный антиквариат

В 1997 году была опубликована работа «Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже». Ее авторы, Т. Фаберже, Л. Пролер и В. Скурлов, приводят в этом издании не только вышеупомянутое письмо Бирбаума, написанное в 1922 году, но и фотографии пасхального яйца, выполненного из карельской березы. Составители лично сравнили проектную фотографию с сохранившимся деревянным яйцом, и, безусловно, это одна и та же вещь, расцененная сегодня как антиквариат. Также в этой книге упоминается, что 30 октября 1917 года, спустя 5 дней после свержения монархического строя в Петрограде, было описано имущество дворца великого князя Владимира Александровича, которого уже не было в живых, и его супруги Марии Павловны. Революционеры устроили здесь германскую миссию, однако после переворота в самой Германии, который произошел осенью 1918 года, во дворце организовали Дом ученых, который сохранился до наших дней. В создании этой организации самолично участвовал Максим Горький, назначенный руководителем. Также он стоял во главе комиссии, заведующей художественными ценностями. В правлении Дома значился и академик А. Е. Ферсман. Вероятно, именно эти два деятеля культуры направили предметы искусства, находящиеся во дворце, в Румянцевский музей. В тот же московский музей передали пасхальное яйцо из дерева и механического слоника, которые числились в описи дворцового имущества. Составители отыскали в столице архивы Румянцевского музея.

История яйца Фаберже

Опись существовавшего некогда в музее Отдела драгоценных изделий, произведенная 6 ноября 1926 года, содержит запись о яйце карельской березы, к которому прилагается золотая оправа с камнями. Это ювелирное украшение числится под № 5. Судя по всему, слоник пропал, но крайней мере, он отсутствует в описи. В январе 1927 года все предметы, обладающие материальной ценностью и художественным значением и не имеющие отношения к Библиотеке им. Ленина, были отданы в архив Гохрана. Составители провели собственную экспертизу, проверив на арматуре пасхального яйца клейма ювелира Вигстрема, фирмы Фаберже и Петроградского Пробирного Управления. Каждая из них соответствует эталону. Ткань в футляре, на которой были отпечатаны фирменные знаки Фаберже, также прошла проверку и была признана идентичной. Все экспертизы подлинности, которые проводятся перед каждым значимым аукционом, показали, что это яйцо действительно яйцо Фаберже. Хозяин яйца рассказал, что его приобретение имеет чехословацкие корни. Эту возможность тщательно исследовали и даже определили потенциального перевозчика. Вполне вероятно, что это А. Ф. Котлер, который работал в комиссии Гохрана по описанию «Алмазного Фонда СССР», а также был директором Московского Ювелирного Товарищества (МЮТ). Это был полиглот, имеющий контакты с людьми, которые занимались транспортировкой бриллиантов. У Котлера имелся доступ в Европу, ведь в двадцатых годах лишь МЮТ и ГОСТОРГ, уполномоченные Гонхраном, сбывали на западном арт-рынке ювелирные украшения. В том числе и пасхальные яйца Фаберже, принадлежащие императорской семье. Неутомимый Котлер трудился также в тресте «Русские самоцветы» и часто ездил в командировки за границу. Его переписка с академиком А.Е. Ферсманом содержит информацию о том, что в 1926 году он выехал в Париж, исполняя служебное задание. Котлер распространял там книгу «Российский Алмазный фонд», которая стоила немало – 300 золотых рублей. Может быть, служба для треста на самом деле была прикрытием для представительской и торговой деятельности, санкционированной Валютным управлением Наркомфина, то есть Гохраном. Академик А. Е. Ферсман сообщает, что Котлер имеет репутацию одного из лучших отечественных геммологов. В начале тридцатых годов наш подозреваемый возвращается в родную Чехословакию. Его отец был германцем и родился в Праге. Проверка, устроенная Департаментом по охране культурных ценностей Министерства культуры и обновленным Гохраном, не нашла ничего незаконного в вывозе пасхального яйца за пределы государства. Что сказать, такой антиквариат, как яйца Фаберже, не находят каждый день. Эти искусно сделанные вещи не просто предметы роскоши, предназначенные для власть имущих. Они олицетворяют историю и отражают неумолимый ход времени. Найденное яйцо из карельской березы является пятьдесят первым по счету в удивительной коллекции «Великая серия императорских пасхальных яиц Фаберже» и символизирует закат имперской России.

Теги:,