Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Пресвятой БогородицыЗаступничество старинной Владимирской иконы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы была создана святым Лукой, который известен как апостол, евангелист и иконописец. Легенда гласит, что святой Лука написал икону Божией матери на доске, что была частью стола, за которым Святое Семейство (Иисус Христос, Божия Матерь и Иосиф) вкушало пищу. Богородица, узрев свой лик, наделила икону благодатью. Долгое время она хранилась в Иерусалиме, в середине V в. отправлена в столицу Византийской империи. Затем икона с клеймами была подарена Великому Князю Юрию Владимировичу Долгорукому Константинопольским Патриархом Лукой Хрисовертом и установлена в Вышгороде. После крещения Руси иконопись получила свое закономерное развитие. Чудотворная икона Божией матери была размещена в девичьем монастыре, расположенном недалеко от Киева. Толки о невероятном могуществе иконы достигли великого князя Андрея Боголюбского, наследника Юрия Долгорукова. Он надумал взять святыню с собой. Когда дружина князя ехала мимо Владимира, кони, чьей поклажей была икона с клеймами, встали. Их невозможно было сдвинуть с места. Свежие лошади тоже стояли столбом. Великий князь понял, что Богородица выбрала Владимир. Здесь и был построен храм Успения Богородицы. Находясь рядом с Владимирской иконой, Андрей Боголюбский получил видение. Царственные роды Рюриковичей и Романовых обращались к ней во времена смут и распрей, грозящих благополучию великого государства. Молитва, вознесенная иконе Божией матери, помогала Великому Князю Андрею Боголюбскому бороться с булгарами Волги. В XIV в. орда Тамерлана достигла России. Великий Князь Василий I приказал перевезти Владимирскую икону в Москву, и город был спасен.  С тех пор Владимирская икона содержалась в Успенском Соборе (Кремль). В XV в. защитная сила старинной иконописи использовалась и во время нашествия завоевателей Хана Едигея, Хана Сеид-Ахмета и царевича Мазовши.

В период правления Иоанна III было положено начало празднованию Владимирской иконы с клеймами.  Каждый год совершался крестный ход  в Сретенский монастырь, чтобы отдать дань Богородице, которая помогла в 1480 г. покончить с татаро-монгольским игом. Хан Ахмат предпочел оставить Угру, чем начать сражение. Во времена правления Великого Князя Василия III моления иконе Божией Матери уберегли Москву от разгрома. Тогда, в 1521 г., хан Махмет Гирей ушел ни с чем. Орда татар шла на Москву, сея вокруг себя смерть и разрушения. Великий Князь Василий готовил ополчение. Тем временем Московский митрополит Варлаам, покровитель иконописи, и все население столицы неустанно возносили молитвы. Одной незрячей монахине, известной своей праведностью, привиделось, что из Спасских ворот уходили святителя Москвы. С ними была икона Божией матери, хранительница Москвы. Святители уносили икону, обрекая тем самым население города на погибель. Однако грехи могли быть и прощены: у Спасских ворот карателей остановили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и стали просить за Москву. Слезная просьба возымела действие. Святители и просители начали страстно молиться Господу о прощении грешников и спасении Москвы от захватчиков. Затем икона с клеймами была возвращена в Кремль в целости и сохранности. То же самое видение посетило блаженного Василия. Ему было откровение, что покровительство Богородицы и моления святых помогут спасти русскую столицу. Махмету Гирею привиделась Матерь Божия во главе бесчисленного воинства, которое ринулось на татар. Те обратились в бегство. Так Москва была избавлена от захватчиков благодаря иконописи. В день отмечания Сретения иконы Пресвятой Богородицы в 1812 году прогремело Бородинское сражение, которое считается началом поражения Наполеона Бонапарта.

Октябрьский переворот негативно отразился на религиозном искусстве и, соответственно, иконописи. Владимирская икона была перемещена из закрытого Успенского собора в музей. Из Государственного исторического музея она попала в знаменитую Третьяковскую галерею. Миротворческая миссия иконы Божией матери, помещенной в Богоявленский Патриарший собор по настоятельству патриарха Алексия II, помогла предотвратить гражданскую войну, на грани которой Россия была во время путча начала девяностых. Шестьсот лет пребывания Владимирской иконы в столице отпраздновали богослужениями и крестным ходом из Успенского собора в Сретенский монастырь, куда доставили икону с клеймами. В 1999 г. чудотворную икону, неоднократно предотвращавшую великие бедствия, перевезли в храм Св. Николая (Толмачи). С тех пор там проходят богослужения: 21 мая (3 июня) – обращение в бегство хана Махмет-Гирея в 1521 г., 23 июня (6 июля) – изгнание хана Ахмата в 1480 г., а также 26 августа (8 сентября)  – перевоз чудотворной иконы с клеймами в Москву в 1395 г. Последнее событие отмечают с особым размахом. Скорбный лик, изображенный на Владимирской иконе, имел отношение к самым важным изменениям в политической и социальной жизни нашей страны. Патриотические клятвы, молебны о мире во время войны, выбор Патриархов земли Русской. Пресвятая Заступница не оставляла в беде православных, склонившихся перед иконой Божией матери. В их сердцах была великая вера и великое страдание. Неспроста иконопись, которая отражала эти настроения, долгое время осталась главным видом русского искусства, отмеченного глубокой духовностью. Эта икона представляет не только огромную ценность как предмет антиквариата, но как объект огромной духовной силы.

Теги:,