Профессиональная оценка антиквариата. Продолжение
Покупка и оценка антиквариата
В последнее время тема системы определения рыночной стоимости произведений искусства становится все более обсуждаемой не только в среде арт-дилеров, коллекционеров и искусствоведов, но и среди экономистов и финансистов. Это не удивительно, за многолетнюю историю существования мирового антикварного рынка там сложились свои неписанные правила продажи и приобретения произведений искусства. Купить антиквариат, оценить его стоимость можно было при помощи профессионалов в этой области. То есть, вопросы, связанные с оценкой антиквариата, решались по своим особым правилам, известным профессионалам в области арт-бизнеса. Нужно ли говорить, что в такой оценке большую роль играл субъективный фактор, конъюнктура рынка и еще ряд весьма эфемерных обстоятельств. С ростом рынка антиквариата и развитием процессов глобализации экономики особенно остро стал вопрос о необходимости разработки теоретической экономической базы для создания более четких правил оценки антиквариата.
Основы оценки антиквариата
Сложность проблемы обусловлена тем, что и произведения искусства, и антиквариат — весьма специфические виды собственности. Они обладают рядом свойств, лежащих, скорее, в сфере духовной, чем материальной, что и затрудняет создание четкой экономической базы и механизма регулирования их стоимости. Общепринятые экономические подходы в данном случае не подходят, так же как и попытки считать произведения искусства движимым имуществом и на этой основе строит их оценку. Оценка антиквариата — своеобразное и уникальное направление деятельности, которое основывается и на искусствоведческой, и на исторической научно-исследовательской работе. Можно говорить о двух «столпах» оценки антиквариата: проведении экспертизы и анализе рыночной информации. Первым этапом, предшествующем оценке антиквариата, должна быть атрибуция произведения искусства. Иными словами, нужно быть твердо уверенным, что произведение — не подделка и точно установить авторство. Для этого нужны специальные знания. На данном этапе, если эксперт-оценщик не специалист в сфере искусствознания, лучше обратиться к эксперту — искусствоведу. Вопрос о подлинности антиквариата можно считать основным, какой смысл тратить время на оценку подделки? Для определения подлинности произведения искусства необходимо учитывать множество параметров: от особенностей техники автора до материалов, которые использовал мастер. Правда, нужно признать, что для того, чтобы у коллекционеров возникло желание купить антиквариат по максимально высокой цене и профессиональные искусствоведы совершают какие-то странные ошибки.
Наследие Наталии Гончаровой : вопрос о подлинности антиквариата
Например, подобная история произошла с картинами Наталии Гончаровой. Как известно, работы этой замечательной художницы из плеяды «русских амазонок авангарда» особенно ценятся на международном антикварном рынке. Поэтому совсем не удивительно, что за рубежом в 2010 и 2011 годах были изданы две книги посвященные творчеству Наталии Гончаровой.
Это монография, автор которой Энтони Партон и каталог Дениз Безету, первая часть которого также посвящена наследию Гончаровой. Но множество работ, приписываемых авторами Н.Гончаровой, с точки зрения российских экспертов, ей не принадлежат. Они не соответствуют творческой манере художницы и скорее компрометируют её наследие, чем служат его исследованию и популяризации. Такие известные искусствоведы, как Андрей Сарабьянов, И.Лебедева, коллекционеры Джеймс Баттервик и Петр Авен выразили свое неприятие подобной экспертизы. Со своей стороны Международная палата по русскому модернизму InCoRM.org опубликовали материалы, в которых поддерживала мнение западных искусствоведов. Так что определение подлинности работ при экспертизе тоже бывает очень сложным процессом. Для оценки антиквариата эксперту необходимо ориентироваться в особенностях рынка антиквариата. Конъюнктура рынка, степень спроса на то или иное направление искусства — вот далеко не полный перечень обстоятельств, которые следует учитывать при определении стоимости произведения искусства. Каждый антикварный магазин должен иметь в своем штате подобного эксперта. Кстати, количество подделок и фальшивок на антикварном рынке растет в геометрической прогрессии. Мошенники также совершенствуются в своем деле, пытаясь подделать и творческую манеру и имитировать материал, который использовал художник. Поэтому кроме проведения искусствоведческой экспертизы, атрибуции часто бывает нужно провести еще и технико-технологическую экспертизу.
Особенности технико-технологической экспертизы антиквариата
Экспертизой называется исследование объекта при помощи точных диагностических и измерительных приборов, которые дают возможность измерить количественные параметры предмета. Технико-технологическая экспертиза предполагает осуществление ряда операций, целью которых является опровержение или подтверждение подлинности антиквариата. Иногда термин «экспертиза» используется в более широком значении: так называют заключительный вывод признанного эксперта об исследуемом произведении искусства. Но в этом случае экспертиза включает в себя и атрибуцию.
Атрибуция антиквариата
Каждый антикварный магазин или арт-аукцион должны проверять антиквариат, производя атрибуцию и экспертизу на подлинность. Атрибуцией называют ряд действий, которые позволяют определить время создания и автора произведения искусства. Не всегда удается точно определить авторство. В этом случае важно выяснить, к какой национальной или региональной школе принадлежит антиквариат, художественный стиль и время создания произведения. Все это входит в компетенцию эксперта, занимающегося атрибуцией. То есть в широком смысле атрибуцией определяется историко-художественные особенности вещи, авторство, школа, культура. Атрибуция — сфера искусствознания и истории материальной культуры. Для проведения её требуются высокопрофессиональные знания, в которых должны быть объединены соответствующий опыт работы и специальное образование.
No comments yet.