Русская старинная живопись: картины Кустодиева на аукционных торгах
Русская старинная живопись — лидер торгов
Русская старинная живопись в последнее десятилетие переживает настоящий бум спроса. Так, топ-лотом русских торгов аукционного дома MacDougall’s, проходивших в Лондоне в декабре прошлого года, стала картина Бориса Михайловича Кустодиева «Купчиха», которая была вынесена на обложку каталога. Эта работа знаменитого мастера ушла с молотка по верхнему эстимейту — за 2,8 миллиона долларов (за такую же цену летом прошлого был продан «Портрет Ирины», дочери живописца).
По итогам 2011 года полотна Кустодиева стали «бронзовыми призерами» в борьбе за самую высокую стоимость проданных с аукционов работ, уступив «серебро» и «золото» Илье Репину и Василию Поленову соответственно. Обе названные картины, принадлежащие кисти Бориса Кустодиева экспонировались на выставке-продаже русского искусства в Нью-Йорке, организаторами которой являлись Игорь Грабарь и Сергей Виноградов, и затем оказались в руках частных коллекционеров антиквариата.
Картины для отправки в США Кустодиев выбирал сам – и обе они чудесны. Портрет дочери художника (1911) является своеобразным «ответом» «Девочке с персиками» Валентина Серова, чьим учеником и продолжателем считал себя сам Кустодиев. «Портрет Ирины» — совершенно уникальное произведение, объединившее одновременно три жанра: портрет, натюрморт, пейзаж; оно чарует своего зрителя глубиной, выразительностью, свежестью…
В картине «Купчиха» Кустодиев восхищается красотой пышной русской красавицы, в которой есть что-то чрезвычайно пленительное. Картина неизменно привлекает симпатии зрителя тонкой иронией и богатством цветовых решений.
Подлинных старинных картин, принадлежащих кисти Кустодиева за рубежом очень мало, и они редко выставляются на аукционные торги. У большинства людей, вращающихся в мире искусства, с недавних пор имя художника вызывает твердые ассоциации с историей «фальшивки». Этой фальшивкой оказалась работа «Одалиска» (искусствоведы называли ее «Обнаженная в интерьере»), что было выяснено впоследствии.
Впервые ранее неизвестная работа Бориса Кустодиева «Одалиска» попала на аукцион Christie’s в 1989 г. Тогда она была приобретена неизвестным частным коллекционером антиквариата за весьма скромную сумму в $34000. В 2005 г. «Одалиска» вновь оказалась на антикварном аукционе, и теперь уже она вызвала небывалый ажиотаж. В начале третьего тысячелетия приобретать работы русских мастеров стало престижным и модным. На рынке антиквариата появилось много серьезных российских покупателей, намеренно охотившихся именно за отечественной классикой.
Небывалый спрос на старинную русскую живопись
Сомнительная история «Одалиски» затмевалась авторитетом главы русского отделения Кристис, Алексея Тизенгаузена, — именно он 16 лет назад случайно обнаружил картину в Мюнхене. «Обнаженная в интерьере» стала сенсацией аукциона Christie’s в ноябре 2005 г.: в ходе торгов цена на нее выросла почти в 8 раз по сравнению с эстимейтом и составила $2,8 млн. Таким образом, за последние 16 лет цена антикварной картины взлетела в 85 раз!
Следующим владельцем «шедевра» стал собиратель произведений искусства Виктор Вексельберг, крупный российский предприниматель. Есть мнение, что когда-нибудь коллекция культурных ценностей Вексельберга станет достоянием публичных музеев, но пока она надежно спрятана за сейфовой дверью в подвале одного из отелей Москвы и, частично, в Лондоне. Весной 2006 года, несколько месяцев спустя после появления картины в лондонском хранилище фонда, была проведена повторная атрибуция, для чего «Обнаженную в интерьере» траспортировали в Москву.
Причины повторной атрибуции неизвестны, да и не столь важны по сравнению с результатом: по единодушному мнению сотрудников ВХНРЦ им. Габаря, Третьяковской галереи и Русского музея, это оказалась фальшивка. При сравнении с эталонными работами Бориса Кустодиева было выявлено множество отличий в живописной технике, кроме того, экспертами, проводящими оценку антиквариата были отмечены отсутствие подготовительного рисунка, грубые нарушения в построении перспективы и весьма примитивная разработка деталей, да и подлинность подписи тоже весьма сомнительна. Судя по всему, при создании «антикварного» живописного полотна этой «старинной картины» были использованы фрагменты нескольких работ мастера, а создавалась она еще при его жизни, в начале ХХ века.
Не секрет, что продать на аукционе обнаженную натуру намного легче, чем любой другой живописный сюжет.
Можно ли верить антикварным аукционам?
Сложившаяся с «Одалиской» ситуация наглядно демонстрирует как в азарте покупатели нередко утрачивают здравый смысл, руководствуясь только эмоциональными порывами, и как от этого зависят рейтинги и индексы аукционов антиквариата. Откровенная дешевка за цену, в разы превышающую эстимейт? Это уже ни в какие ворота не лезет.
Даже в случае, если бы старинная картина не являлась подделкой, это все равно далеко не лучшая внтикварная живопись и уж тем более за такую сумму. Можно и не быть экспертом, чтобы заметить: шуба, брошенная на стуле, не подходит для невольницы гарема султана — «одалиски». Но даже если закрыть глаза на название картины и предположить, что это «Содержанка» или очередная «Купчиха», то в любом случае это полотно совершенно не похоже ни на одну картину из серии кустодиевских обнаженных женщин! Ведь его «ню» писались с такой иронией и искренним восхищением! Это настоящие пышные русские красавицы, не знающие стыда наготы! Женщина же, изображенная на полотне «Одалиска», выставляет свое тело как товар на продажу – бесцеремонно и нагло. Откровенная вульгарность – не более.
Судьба старинных картин
Что касается аукциона антиквариата Christie’s, то он дает 5 лет гарантии своим покупателям. В случае если за это время обнаруживается, что проданное произведение не соответствует атрибуции, то покупателю должны быть возвращены его деньги. Вексельберг, уже давно предоставил аукционному дому необходимые экспертные заключения и вернул купленное им полотно. В ноябре 2010 г. «гарантия» на «Одалиску» закончилась, и миллиардеру пришлось обратиться в Верховный суд Великобритании. Однако Christie’s оказался непреклонен и все еще настаивает на том, что картина подлинная, откровенно затягивая дело…
Судя по всему, судебная тяжба закончится совсем не скоро. В 2003 г. «Красавица» кисти Кустодиева (из коллекции Федора Шаляпина) ушла с молотка Sotheby’s за $1,4 млн. При этом художник стал четвертым за всю историю российским живописцем, стоимость на живопись которого перевалили за рубеж $1 млн. (после Малевича, Кандинского и Шагала, с творчеством которых западные ценители искусства были знакомы гораздо больше).
На сегодняшний день самой дорогой работой Кустодиева, когда-либо проданной на аукционе, является «Деревенская ярмарка» — 2,84 млн. фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s в 2009 г.
Это полотно, как и «Одалиску», тоже трудно отнести к числу выдающихся работ. Лучшие работы Бориса Кустодиева, которые когда-либо оказывались на аукционах, пожалуй, были проданы на торгах MacDougall’s. Вероятно, сложившийся на сегодня ценовой уровень работ Кустодиева – далеко не предел. Кустодиевские антикварные полотна могут стоить и гораздо дороже, главное – оказаться в числе лотов аукционных торгов в нужное время.
No comments yet.