Русская старинная живопись: картины Кустодиева на аукционных торгах

Русская старинная живопись — лидер торгов

Антиквариат, Кустодиев, старинные картины, антикварная живопись

Борис Михайлович Кустодиев

Русская старинная живопись в последнее десятилетие переживает настоящий бум спроса. Так, топ-лотом русских торгов аукционного дома MacDougall’s, проходивших в Лондоне в декабре прошлого года, стала картина Бориса Михайловича Кустодиева «Купчиха», которая была вынесена на обложку каталога. Эта работа знаменитого мастера ушла с молотка по верхнему эстимейту — за 2,8 миллиона долларов (за такую же цену летом прошлого был продан «Портрет Ирины», дочери живописца).

По итогам 2011 года полотна Кустодиева стали «бронзовыми призерами» в борьбе за самую высокую стоимость проданных с аукционов работ, уступив «серебро» и «золото» Илье Репину и Василию Поленову соответственно. Обе названные картины, принадлежащие кисти Бориса Кустодиева экспонировались на выставке-продаже русского искусства в Нью-Йорке, организаторами которой являлись Игорь Грабарь и Сергей Виноградов, и затем оказались в руках частных коллекционеров антиквариата.

Картины для отправки в США Кустодиев выбирал сам – и обе они чудесны. Портрет дочери художника (1911) является своеобразным «ответом» «Девочке с персиками» Валентина Серова, чьим учеником и продолжателем считал себя сам Кустодиев. «Портрет Ирины» — совершенно уникальное произведение, объединившее одновременно три жанра: портрет, натюрморт, пейзаж; оно чарует своего зрителя глубиной, выразительностью, свежестью…

В картине «Купчиха» Кустодиев восхищается красотой пышной русской красавицы, в которой есть что-то чрезвычайно пленительное. Картина неизменно привлекает симпатии зрителя тонкой иронией и богатством цветовых решений.

Подлинных старинных картин, принадлежащих кисти Кустодиева за рубежом очень мало, и они редко выставляются на аукционные торги. У большинства людей, вращающихся в мире искусства, с недавних пор имя художника вызывает твердые ассоциации с историей «фальшивки». Этой фальшивкой оказалась работа «Одалиска» (искусствоведы называли ее «Обнаженная в интерьере»), что было выяснено впоследствии.

Впервые ранее неизвестная работа Бориса Кустодиева «Одалиска» попала на аукцион Christie’s в 1989 г. Тогда она была приобретена неизвестным частным коллекционером антиквариата за весьма скромную сумму в $34000. В 2005 г. «Одалиска» вновь оказалась на антикварном аукционе, и теперь уже она вызвала небывалый ажиотаж. В начале третьего тысячелетия приобретать работы русских мастеров стало престижным и модным. На рынке антиквариата появилось много серьезных российских покупателей, намеренно охотившихся именно за отечественной классикой.

Небывалый спрос на старинную русскую живопись

Сомнительная история «Одалиски» затмевалась авторитетом главы русского отделения Кристис, Алексея Тизенгаузена, — именно он 16 лет назад случайно обнаружил картину в Мюнхене. «Обнаженная в интерьере» стала сенсацией аукциона Christie’s в ноябре 2005 г.: в ходе торгов цена на нее выросла почти в 8 раз по сравнению с эстимейтом и составила $2,8 млн. Таким образом, за последние 16 лет цена антикварной картины взлетела в 85 раз!

Следующим владельцем «шедевра» стал собиратель произведений искусства Виктор Вексельберг, крупный российский предприниматель. Есть мнение, что когда-нибудь коллекция культурных ценностей Вексельберга станет достоянием публичных музеев, но пока она надежно спрятана за сейфовой дверью в подвале одного из отелей Москвы и, частично, в Лондоне. Весной 2006 года, несколько месяцев спустя после появления картины в лондонском хранилище фонда, была проведена повторная атрибуция, для чего «Обнаженную в интерьере» траспортировали в Москву.

Причины повторной атрибуции неизвестны, да и не столь важны по сравнению с результатом: по единодушному мнению сотрудников ВХНРЦ им. Габаря, Третьяковской галереи и Русского музея, это оказалась фальшивка. При сравнении с эталонными работами Бориса Кустодиева было выявлено множество отличий в живописной технике, кроме того, экспертами, проводящими оценку антиквариата были отмечены отсутствие подготовительного рисунка, грубые нарушения в построении перспективы и весьма примитивная разработка деталей, да и подлинность подписи тоже весьма сомнительна. Судя по всему, при создании «антикварного» живописного полотна этой «старинной картины» были использованы фрагменты нескольких работ мастера, а создавалась она еще при его жизни, в начале ХХ века.
Не секрет, что продать на аукционе обнаженную натуру намного легче, чем любой другой живописный сюжет.

Можно ли верить антикварным аукционам?

Русская антикварная живопись. Борис Кустодиев. Купчиха.

Русская антикварная живопись. Борис Кустодиев. Купчиха.

Сложившаяся с «Одалиской» ситуация наглядно демонстрирует как в азарте покупатели нередко утрачивают здравый смысл, руководствуясь только эмоциональными порывами, и как от этого зависят рейтинги и индексы аукционов антиквариата. Откровенная дешевка за цену, в разы превышающую эстимейт? Это уже ни в какие ворота не лезет.

Даже в случае, если бы старинная картина не являлась подделкой, это все равно далеко не лучшая внтикварная живопись и уж тем более за такую сумму. Можно и не быть экспертом, чтобы заметить: шуба, брошенная на стуле, не подходит для невольницы гарема султана — «одалиски». Но даже если закрыть глаза на название картины и предположить, что это «Содержанка» или очередная «Купчиха», то в любом случае это полотно совершенно не похоже ни на одну картину из серии кустодиевских обнаженных женщин! Ведь его «ню» писались с такой иронией и искренним восхищением! Это настоящие пышные русские красавицы, не знающие стыда наготы! Женщина же, изображенная на полотне «Одалиска», выставляет свое тело как товар на продажу – бесцеремонно и нагло. Откровенная вульгарность – не более.

Судьба старинных картин

Что касается аукциона антиквариата Christie’s, то он дает 5 лет гарантии своим покупателям. В случае если за это время обнаруживается, что проданное произведение не соответствует атрибуции, то покупателю должны быть возвращены его деньги. Вексельберг, уже давно предоставил аукционному дому необходимые экспертные заключения и вернул купленное им полотно. В ноябре 2010 г. «гарантия» на «Одалиску» закончилась, и миллиардеру пришлось обратиться в Верховный суд Великобритании. Однако Christie’s оказался непреклонен и все еще настаивает на том, что картина подлинная, откровенно затягивая дело…

Судя по всему, судебная тяжба закончится совсем не скоро. В 2003 г. «Красавица» кисти Кустодиева (из коллекции Федора Шаляпина) ушла с молотка Sotheby’s за $1,4 млн. При этом художник стал четвертым за всю историю российским живописцем, стоимость на живопись которого перевалили за рубеж $1 млн. (после Малевича, Кандинского и Шагала, с творчеством которых западные ценители искусства были знакомы гораздо больше).

На сегодняшний день самой дорогой работой Кустодиева, когда-либо проданной на аукционе, является «Деревенская ярмарка» — 2,84 млн. фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s в 2009 г.

Это полотно, как и «Одалиску», тоже трудно отнести к числу выдающихся работ. Лучшие работы Бориса Кустодиева, которые когда-либо оказывались на аукционах, пожалуй, были проданы на торгах MacDougall’s. Вероятно, сложившийся на сегодня ценовой уровень работ Кустодиева – далеко не предел. Кустодиевские антикварные полотна могут стоить и гораздо дороже, главное – оказаться в числе лотов аукционных торгов в нужное время.

Теги:, , , , ,

No comments yet.

Добавить комментарий