Старая бронза

Старая бронза — благородное происхождение

Старая бронза, Китай

Старая бронза, Китай

Старая бронза … Предмет вожделения кураторов музейных коллекция и специализирующихся на старой бронзе собирателей. Каково же происхождение самой бронзы? Все металлы на планете Земля – космического происхождения. Как бы удивительно не звучал этот факт, но и золото, и медь, и железо – все это появилось у нас миллиарды лет назад, когда гигантское облако пыли и газа на просторах Вселенной еще только собиралось превращаться в нашу голубую планету. Стрелка часов жизни на Земле сделает еще тысячи оборотов, прежде чем человек научится добывать эти минералы из недр своего «дома», но еще больше пройдет времени, пока он научиться ценить его по достоинству.

Интересно, что каждая такая «находка» являлась для нас с вами судьбоносной, наподобие открытия колеса. Когда человеку надоели тяжелые каменные предметы быта, не оправдывавшие себя в то грозное время, а медь уже представлялась слишком мягкой и хрупкой, какой-то любопытный ум вдруг решил во время прогревания меди добавить в нее олово. Понимал ли он тогда, что его решение откроет для людей целый бронзовый век?

Культура Востока прославилась своим мастерством, старинные бронзовые изделия из Китая и Юго-Восточной Азии, уже более ста лет являются предметом тщательного коллекционирования и музейного собирания.
Вообще, древние и антикварные предметы из бронзы высоко ценятся антикварами.

Как сплав меди и олова, она делала орудия более крепкими и легкими, а украшения – тонкими и, буквально, резными. Единственным недостатком бронзы было ее небольшое количество, делавшее этот металл невероятно дорогим в те времена.

Первые старинные бронзовые изделия

Около пяти тысяч лет назад в Таиланде, а в Иране и Ираке – около 4 тысяч лет назад, наши предки стали использовать бронзовые изделия. Очень скоро она захватила горячие сердца египтян, римлян, китайцев, а затем и всего мира. Чем же был обеспечен такой успех? Достаточно вспомнить, что изготовление одного из семи чудес света – Колосса Родосского – не обошлось без бронзы. А ведь это была статуя бога солнца Гелиоса, возвышавшаяся на 35 метров над землей. В Древнем Риме «Законы 12 таблиц» были выгравированы именно на бронзовых табличках, а величественная статуя Будды в храме Тодайдзи в Японии целиком бронзовая.

Римляне вообще были неравнодушны к бронзе. Доверяя ее прочности свои законы, они доверяли ей и самих себя. Подтверждение этому – паспорт римского легионера Клавуса. Археологи обнаружили два листа из бронзы, скрепленных между собой, на которых четко была обозначена подпись губернатора, подтверждающая, что данный легионер действительно проживает в одной из провинций Рима. Вот вам и регистрация по месту жительства в бронзовом исполнении. В древности говорили: «В Риме два народа: один живой, а другой – из бронзы и мрамора». И если мрамор кричит своей напыщенностью, то бронза скромно украшает триумфальные арки победителями сражений на колесницах или фигурами торжествующих всадников. Три тысячи бронзовых статуй по всему Риму! И лучшая из них – фигура Марка Аврелия, расположенная возле Форума, главного святилища древнейшего города, где проходили народные собрания.

Если римляне одухотворенно посвящали бронзе самое ценное и незыблемое, стараясь увековечить в ней своих героев и свои правила, то китайцы нашли ей более практичное применение. Искусствоведы утверждают, что Китаю в целом больше повезло с рудниками меди и олова, поэтому бронза у них была более дешевой, что позволяло использовать ее в массовом производстве стрел и другого оружия. Несмотря на то, что бронзовый наконечник не пробивал то, что мог пробить железный, они изготавливали из бронзы всевозможные детали к арбалетам. Каждый железный наконечник надо было отдельно выковывать, а бронзовые можно было отливать сразу по 100-200 штук с полной уверенностью, что они получатся идентичными. Более легкий и острый, чем железный, прямой бронзовый меч использовался китайцами даже тогда, когда в рудном деле уже всецело царствовало железо. Хоть им и нельзя было разрубить железные доспехи, да и сражаться с противником, обладавшим железным орудием было не с руки, бронзовые мечи еще долгое время не уступали своих позиций.

Неудивительно поэтому, что даже в XIX веке в Европе шлемы делались из бронзы. Они, как правило, имели сложную форму еще во времена, когда их носили римляне. Такая защита была всегда более крепкой, чем стальная и более твердой, чем железо. Все это и заставляло древних воинов носить шлемы, отлитые именно из бронзы. В настоящее время многие коллекционеры антиквариата буквально охотятся за «бронзовым наследием» прошлого.

Антикварная бронза: война и мир

«Interarmatacentmusae!» – когда говорит оружие, искусство молчит. Но бронза – исключение и из этого правила. Невероятно музыкальный металл единственно пригоден для выплавки колоколов. Именно из него был создан тот самый Царь Колокол, находящийся в Московском Кремле. Именно из него выплавлялось всевозможное убранство для лошадей, сосуды, чаши, украшения, пряжки, подвески, булавки, застежки и многие другие утонченные предметы быта, сегодня это ценнейший антиквариат.

Сохранившие культовые изображения, изящные, тонкой работы детали из бронзы поражают своим разнообразием. Коллекционеры всего мира с трепетом относятся и к уникальной особенности антикварной старой бронзы. Зеленоватый оттенок благородной патины, покрывающий со временем изделия из этого металла, не вызывает отвращения, а наоборот – свидетельствует о его богатой и продолжительной истории старой бронзы.

Возможно поэтому, прошедший испытание временем, столь классический и благородный металл так ценится сегодня среди искусствоведов, знатоков и ценителей древности, а также среди ценителей прекрасного, стремящихся украсить им свое жилище. Достаточно вспомнить бронзового «Идущего человека» Альберто Джакометти, покинувшего антикварный аукцион Sotheby’s в 2010 году за 104,3 миллиона долларов.

Хотя старой бронзой  его творение не назовешь:)

Теги:, , , , ,

No comments yet.

Добавить комментарий