Что такое эстимейт антикварной вещи?
Эстимейт на антикварных аукционах
Антикварные аукционы давно уже стали неотъемлемой частью экономической и культурной жизни многих стран мира. Благодаря этой форме финансовых инвестиций произведения искусства стали рассматриваться, как инструменты арт-рынка, таким образом, любое значительное произведение искусства может быть, своего рода фондовым активом. Но возникает вопрос, как же можно объективно оценить произведение искусства, ценность которого заключается далеко не столько в материальной сфере, сколько в духовной.
Если перефразировать замечательные строки А.С.Пушкина из стихотворения «Разговор поэта с книгопродавцом», то можно сказать — «Не продается вдохновенье, но можно живопись продать». Если появилось желание и возможность купить антиквариат, неизбежно возникает вопрос, а как определяются на аукционах цены на произведения искусства? Не исходя же от стоимости красок и полотна, которые пошли на создание картины?
Эстимейт и его роль в оценке антиквариата
Более чем столетний опыт проведения аукционных торгов позволил ведущим аукционным домам выработать свою систему оценки антиквариата, которая теперь принята во всем мире. Эксперты определяют первоначальную цену антиквариата, которую называют эстимейт. В переводе с английского estimate означает стоимость, устанавливать цену, производить оценку. Так что эстимейт – это оценка антиквариата экспертами по минимальной ценовой планке для данного периода времени. Крупные аукционные дома издают каталоги с фотографиями произведений искусства, которые будут выставлены на продажу с указанием именно этой первоначальной цены – эстимейта.
При Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров существует гильдия оценщиков, правда, создана они совсем недавно. На формирование цены, помимо художественных достоинств произведения, оказывает влияние опыт прошлых торгов, мнение искусствоведов, арт-дилеров и … мода. Кстати, аукционным домам очень выгодно устанавливать минимальный эстимейт, причина такой меры очень проста и она состоит в небольшом рекламном трюке: чем с большим превышением эстимейта куплен антиквариат, тем более успешными считаются торги.
Субъективные и объективные факторы формирования эстимейта на аукционах антиквариата
Помимо объективной художественной ценности, на формирование стоимости антиквариата влияет не только мода, но и личные вкусы коллекционеров. Например, причинами значительного превышения эстимейта могут быть и сугубо субъективные причины. В памяти опытных коллекционеров сохранился почти анекдотический случай. На торгах одного из старейших аукционных домов продавалась серебряная шкатулка. Ничем особенным она не отличалась и эстимейт её составлял пятьсот долларов. Каково же было удивление арт-дилеров, когда в процессе торгов стоимость её поднялась до двух тысяч долларов, и при этом, двое покупателей продолжали повышать цену. Причиной такого острого интереса к скромной шкатулке состояла в том, что выгравированные на её поверхности инициалы совпадали с инициалами супруги одного из покупателей, и супруга – конкурирующей стороны. Оба соперника очень хотели подарить своим половинкам этот сувенир.
Конечно, мода и вкусы коллекционеров антиквариата – важный фактор, влияющий на формирование эстимейта, но совсем не единственный. Законы функционирования арт-рынка вполне соответствуют рынку фондовому. Для того, чтобы избежать застоя им обоим необходимо вовлечение в оборот чего-то нового, новых активов. В нашем случае – новых произведений искусства. На аукционах антиквариата есть свои «голубые фишки», это произведения художников-импрессионистов и мастеров живописи девятнадцатого века. В эту живопись можно без колебаний вкладывать свои средства, но вот в данном случае эстимейты традиционно высоки. Авторитет этих направлений живописи непререкаем и уже долгое время цены на произведения импрессионистов, представителей реалистической и романтической школ XIX века остаются высокими. Разрыв между эстимейтом и продажной ценой минимален. Поэтому арт-аукционам выгодно вовлекать в оборот произведения художников «второго эшелона». Эстимейты на их живопись совсем невелики, но именно поэтому появляется возможность хорошо заработать на перепродаже произведений пока еще малоизвестных художников. Не правда ли ситуация очень напоминает положение акций молодых компаний, только появившихся на фондовом рынке. Впрочем, как и с акциями новых компаний, так и с вложением средств в произведения начинающих художников, можно немного прогадать.