Оценка антикварного фарфора

Русский антикварный фарфор

Фарфор Российской империи не имеет большого спроса за рубежом. Такая ситуация сложилась потому, что на европейском и американском рынке антиквариата он встречается нечасто. Отечественные предприятия в основном удовлетворяли внушительные потребности внутреннего рынка, поэтому они не стремились распространять свой товар за границей. После свержения монархии из страны начали массово вывозить дорогостоящие вещи, которые можно выгодно сбыть, но фарфор легко повреждается в процессе транспортировки. А ведь высококачественные изделия российских производителей имеют не меньшую эстетическую ценность, чем работы мастеров Западной Европы и Азии. У коллекционеров и знатоков, которые занимаются оценкой антиквариата, российский императорский фарфор находится на хорошем счету.

Оценка антикварного фарфора

Русский антикварный фарфор

Фарфор, как известно, изобрели в Древнем Китае. В начале XVIII в. его удалось получить в Саксонии. В Мейсен немедленно отправились представители других государств, желающих производить фарфор у себя дома. Российский царь Петр I, который любил все европейское и прогрессивное, заинтересовался секретной технологией и выслал на разведку свою экспедицию, которую возглавлял Ю. Кологривый. Но его людям не удалось выведать секрет. Вследствие этого превосходные природные ресурсы белой глины в России XVIII в. растрачивались на майолику и фаянс, которые сегодня и вполовину не так ценны, как антикварный фарфор.

Русские фабриканты решили попробовать свою удачу у китайцев, раз уж не вышло с саксонцами. Купец А.И. Курсин поехал в Китай и купил там за огромные деньги (3 300 рублей) чертежи печей, в которых производился обжиг, и образчики материалов. Возвратившись в родной Иркутск, предприниматель наделялся наладить производство фарфора, но его финансовые вложения не окупились. Исследователи полагают, что китайцы схитрили и сообщили Курсину не все или предоставили ему неверные данные. А может быть, купец просто не сумел распорядиться по уму сообщенными ему конфиденциально сведениями, ведь специального образования и технической жилки у него не было. Так или иначе, но на русском антикварном фарфоре клейма Курсина не встретишь.

История создания русского фарфора

Государыня Елизавета Петровна в 1744 г. открыла Невскую порцелиновую мануфактуру, которая затем стала называться Императорским фарфоровым заводом, и пригласила саксонского умельца Иоганна Кристофора Гугнера. Августейшие особы в то время могли купить фарфор только за границей, и ситуацию надо было менять.

Саксонец отработал на заводе четыре года, но не добился результата. Судя по всему, мастер даже не владел нужной технологией, потому что не смог предоставить конечный продукт, который от него требовали. После этого инцидента с иностранцами было покончено. Руководить государственным предприятием стал Дмитрий Иванович Виноградов.

Он выучился в Саксонии на горного инженера (бергмейстера) и водил знакомство с Ломоносовым. Именно Виноградов стал отцом русского фарфора. Нередко полагают, что его изобретателем был Ломоносов, создатель смальты (мозаичного стекла), но это не так. Во времена СССР Императорский фарфоровый завод переименовали в Ломоносовский, лишив Виноградова заслуженной чести.

Чтобы вывести идеальную формулу фарфора, Виноградов затратил немало сил.

Он использовал научный подход: ставил многочисленные опыты и подробно записывал их итоги. Нужно было определиться с глиной, смесями, красками и покрытием, спроектировать печи, установить оптимальную температуру обжига. В 1753 г. в газетном издании «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано объявление, в котором предлагалось заказать «пакетовые» табакерки (они изображали письмо, сложенное особым способом и украшенное вязью).

Специалисты, производящие оценку антикварного фарфора, высоко оценивают изделия того периода.

Теги:, , , ,