Старинный фарфор — продолжение
Старинный фарфор: история, 19 век
В ответ на великолепный севрский фарфор, немецкий концерн Hutschenreuter, под руководством Карла Магнуса Хученройтера, стал выпускать так называемый «костяной» фарфор. Изобрели его в Британии под названием «bone china». Его основные характеристики – матовая прозрачность, тонкость и прочность. Это был уже 1814 год. В наше время фарфор Хученройтера выпускается под маркой «Лев». Американцы также не остались в долгу. Дэвид Хэвиленд, производивший изначально фарфор в Америке, впоследствии, следуя течениям наиболее крупных покупок и продаж своего хрупкого сокровища, переместился в Европу, отдав предпочтение Франции. Так, в 1842 году, он повстречал великолепные фарфоровые изделия в городе Лимож, после чего решил остаться там и продолжать свое дело именно на французских землях.
Легенда гласит, что посетить Европу его заставил случай – одна из аристократичных европейских особ заказала Хевиленду блюдце, аналогичное которому было разбито. Так это было или нет, но в настоящее время марка Heviland, как и великолепный старинный фарфор Meissen выставляется в Эрмитаже и признана антикварной во всем мире.
В России история фарфора обладает возрастом в 250 лет. Начиналось это дело Елизаветой Петровной. Ее фарфоровый завод существует и в наше время, и носит гордый титул «Императорского», присвоенный Екатериной II. Следует заметить, что также как китайцы и европейцы, русские мастера сами составили рецепт изготовления фарфора. Естественно, фарфор наивысшего качества поставлялся царским особам, выполненный в самых разнообразных стилях от модерна до рококо. Так, в 1750 году мастером Виноградовым был изготовлен сервиз «Собственный», специально для императрицы. Именно после него отличительной чертой русского старинного фарфора стала пурпурная сетка с мелкими цветами. Отдельно стоит упомянуть агитационный русский фарфор, как совершенно исключительную веху в его развитии. Соцреализм, крепко въелся в изделия эпохи Советов. Петербургский Императорский фарфоровый завод того времени исполнял заказы согласно государственным нуждам.
Коллекционирование антикварного фарфора
В заключение хотелось бы отметить те признаки, по которым коллекционеры причисляют тот или иной фарфор к антиквариату. Только по совокупности четырех признаков – материалу, декору, форме и глазуровке можно с точностью определить является изделие ценным или нет. Широко известно, что хороший фарфор должен «просвечиваться», то есть не иметь каких-либо примесей в своей фактуре. Цвет предпочтителен мягкий, теплый. Лучше, если это цвет сливок. Голубые и серые нотки говорят о неважном качестве. По технологии изготовления, глину замешивают из особой пудры, предварительно тщательно смолотой. В зависимости от содержания каолина в белой глине, будущий фарфор получится либо более прозрачным, либо более мутным, что тоже немаловажно. Именно поэтому настоящий фарфор только изредка покрывают росписью, ведь «белое тело фарфора» – одно из главных его достоинств. Все эти факторы оттачивались столетиями, с тех пор как в XVI веке первые мастера взялись за рецептуру фарфора.
Все перечисленные марки вносили в изготовление фарфора свои особенности, и в наше время фарфоровая посуда далеко не всегда изготавливается для ежедневных застолий.
Легко представить, что ценность старинного фарфорового сервиза совпадает с ценностью автомобиля марки «роллс-ройс», и коллекционеры антиквариата зачастую выкладывают не меньшие суммы на аукционах.
Коллекционерам антиквариата в Санкт-Петербурге в каком то смысле повезло — именно здесь находится крупнейшая мануфактура ЛФЗ(ИФЗ), изделия которой известны по всему миру и высоко ценятся.