«Державная» старинная икона Пресвятой Богородицы
Мы продолжаем публикацию исторических статей для желающих купить старинную икону. Этот материал будет посвящен «Державной» иконе Пресвятой Богородицы, вошедшая в историю русской православной церкви довольно поздно, в 1917 году.
«Державная» икона Пресвятой Богородицы – самая «молодая» из старинных икон
По сообщениям церковных историков, эта старинная икона была «явлена» верующим в день отречения от престола Николая Второго, последнего русского монарха (1 марта 1917 года). Священнослужители трактуют смысл этого события следующим образом: появление иконы одновременно со сдачей власти императором означает, что духовная власть над Россией перешла от помазанника божьего непосредственно к богу, а точнее – к богородице.
Легенда обретения «Державной» иконы весьма необычна. Главную роль в находке иконы сыграла крестьянка Евдокия Андрианова, жившая в деревне Починок Бронницкого уезда Жирошискинской волости. Собственно история поисков иконы начинается с двух сновидений: в первом Андрианова услышала голос, который приказывал ей отыскать в селе Коломенском «черную икону». Во втором – она увидела белу церковь, в которой на престоле сидела сама Богородица. Причем, лицо её было неразличимо (вероятно, отсылка к «черной», т.е. потемневшей до неразличимости, иконе из первого сна). Андрианова постоянно возвращалась к воспоминаниям о снах, и, чтобы избавиться от навязчивых мыслей, крестьянка отправилась в Коломенское..
Там она с удивлением обнаружила белую церковь, которую видела во втором своем сновидении. Андрианова рассказала о своих снах отцу Николаю Лихачеву, священнику, управлявшему Коломенским приходом. Тот посоветовал крестьянке найти икону, приснившуюся ей, в церкви. После долгих поисков, в подвале была найдена почерневшая от времени икона божьей матери. После её очистки выяснилось, что на ней изображена богоматерь, восседающая на царском троне с державой и скипетром в руках. Обращал на себя внимание строгий взгляд девы Марии, глаза её были наполнены слезами.
Появление старинной иконы привлекло в Коломенское множество паломников; «державный» образ богородицы быстро приобрел статус чудотворного.
Старинная икона «державной» Богоматери – трактовки историков
Весьма символичный день появления иконы просто вызывает к историческому анализу. Естественно, что мнения церковных историков и светских ученых на этот счет кардинально различаются. Первые считают, что «державная» Богоматерь – это своеобразное завещание православия перед уходом в подполье на период советской власти. Необычное отражение образа богородицы на этой иконе несет мощный подтекст: отречение царя не означает исчезновение православия в России; этот знак указывает на то, что дева Мария сохранит власть от посягательств «темных» анти-православных сил в своих руках.
Светские же историки считают появление «державной» богоматери мощным идеологическим ходом, последней попыткой церкви сплотить православных верующих для защиты традиционных ценностей, перед крушением царского режима. В подтверждение этого предположения выдвигается, как правило, интересный факт: после «явления» иконы её копии с невероятной скоростью наводнили Россию. Сегодня эти копии — ценные антикварные иконы. Образ богоматери, на время принявшей на себя царскую власть, воодушевлял верующих на противостояние социальным изменениям в стране.
Эта икона является отличным примером того, как антиквариат может сыграть большую роль в исторических событиях, привлекая тем самым внимание любителей истории и профессиональных ученых. В следующей статье, предназначенной для тех, кто хочет не просто купить антиквариат, но и разобраться в «биографии» старинных вещей, мы расскажем о Казанской иконе Божьей Матери.
— статья подготовлена по материалам книги:
Гришечкина Н. В.. Чудотворные иконы на Руси
No comments yet.