История русской портретной живописи. Русский парсунный портрет

Русский парсунный портрет

Русский парсунный портрет

История русской портретной живописи : взгляд коллекционера

Многим коллекционерам старинных  картин, наверное, знакомо удивительное впечатление, которое оказывает портретная живопись, хранящаяся в их коллекции. Постепенно, с ходом времени, герои портретов прошлых веков  становятся словно бы добрыми знакомыми, с которыми можно поговорить, поделиться мыслями, а они, пусть и безмолвно, но отвечают владельцам живописи на их мысли и чувства. Портрет во все времена считался особым, даже высшим видом искусства. И это не удивительно, какой еще жанр живописи дает возможность  для изображения человека во всем сложном взаимодействии  его духовного и физического облика, индивидуальной неповторимости и в тоже время типичности, его общественного и личного  своеобразия. Философ Гегель в своих «лекциях по эстетике» рекомендовал художнику-портретисту опускать «все исключительно лишь природное в нашем несовершенном существовании…и схватить и передать рисуемую им натуру в её всеобщем характере, в её пребывающем духовном своеобразии». Если мы вспомним историю  русского портрета, то авторы его первых  опытов — парсунного портрета, стремились передать скорее социальный статус портретируемого, чем его неповторимые черты.

Уникальная старинная живопись : русский парсунный портрет XVII века

Первый парсунные портреты появились в  XVII веке. В русской истории этот период считается переломным, уходило в прошлое средневековое восприятие мира, формировались новые идеалы и новое мировоззрение. При дворе русских царей наряду с изографами работали и европейские живописцы. В  искусстве появляется  жанр портрета, во многом сохранившего черты иконописной традиции, его называют «парсуной» от слова  — «персона». Художники стремились запечатлеть внешность портретируемого  в соответствии  с его социальным статусом  воеводы, посла, боярина. Известный искусствовед Лев Лифшиц писал, что человек на парсуне, как и иконописный образ, находится вне потока времени, не принадлежит себе, но в отличие от иконы лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности. Такой же вид портрета существовал в Белоруссии и Украине, а в Польше его называли «Сарматский портрет». Среди мастеров парсунного портрета —  известные изографы Иван Рефусицкий, Симон Ушаков, Карп Золотарев. Величайшей ценностью музейных собраний являются  изображения царя Ивана Грозного,  князя М.В. Скопина-Шуйского, царя Федора Ивановича. Такая старинная живопись, как парсуны — большая редкость даже для собраний музеев, не говоря уже о частных коллекциях. Правда, истоки русской портретной живописи гораздо древнее, чем парсуны XVII века. В храме св. Софии в Киеве еще в XII веке были созданы  изображения Ярослава Мудрого и членов его семьи, а в «Изборнике Святослава»   1073 года была миниатюра с изображением князя Святослава Ярославовича.

Парсуна : современный взгляд на старинную живопись

Кстати, не стоит расстраиваться, что возможность приобретения на аукционах антиквариата редчайших образцов парсунного портрета  фактически равно нулю. Есть современные художники, продолжающие традиции   парсуной живописи. В 2010 году в  ЦДХ экспонировалась выставка  «От парсуны к персоне». Среди художников, тяготеющих к  жанру, стремящемуся условно предавать внешнее сходство, Юрий Попков, Виталий Ермолаев, Сергей Гавриляченко, Натта Конышева и многие другие талантливые живописцы. Можно спросить, чем же современных художников привлекают каноны парсуны? Возможно, те же черты, на которые обращал внимание Лев Лифшиц: вечность и вневременность образов, а это так ценно в нашем суетном и вечно спешащем мире. Пришедшая на смену парсуне в XVIII веке светская живопись, конечно, уступала иконописной традиции в глубине и сакральности образов, у неё были совершенно другие цели. Светский портрет раскрывал индивидуальность, давал психологическую характеристику образу. Русские  старинные  картины XVIII века  удивляют не только мастерством техники живописи, но и психологической глубиной. Только  возникнув в России, светский портрет сразу стал вровень  с европейской живописью. Игорь Грабарь  считал появление портретной живописи — одним из главных факторов, определивших судьбу русской живописи. Он называл портрет  единственной областью  живописи, в которой Россия в XVIII веке не уступала Европе.

Теги:, , ,

No comments yet.

Добавить комментарий