История русской портретной живописи. Русский портрет XVIII века
Старинные картины XVIII века. Русский портрет
Жанр портрета очень разнообразен: камерный, женский, детский, групповой, многие старинные картины начала XVIII века принадлежат жанру парадного портрета. Именно он был наиболее распространен. Его популярность обусловлена влиянием приглашенных к императорскому двору иностранных живописцев. К задачам парадного портрета относились демонстрация величия сана и значительности персонажа. Это были портреты императоров и императриц, придворных вельмож. В таких портретах существенную роль играл фон, аксессуары и предметы окружающей обстановки, они были призваны демонстрировать сословное положение персонажа, его заслуги перед государством. Каждая деталь парадного портрета имела символическое значение. К вариантам его принадлежала не только полная форма портрета, но и поясной, а также поколенный портрет с регалиями. Несмотря на кажущееся изобилие картин — сегодня такие портреты довольно редки на рынке антиквариата.
Парадный портрет
Мастером парадного портрета был Дмитрий Григорьевич Левицкий. Ученик одного из первых замечательных русских портретистов Антропова, Левицкий внес большой вклад в развитие русской живописи. Расцвет творчества Дмитрия Григорьевича приходился на середину 18 века, когда идеалы эпохи Просвещения повлияли на особенности парадного портрета. На смену стремления к изображению, прежде всего, социального статуса модели пришла глубина разработки характера и внутреннего мира. Например, портрет Александра Филипповича Кокоринова — талантливого архитектора и первого директора Академии художеств. Композиция старинной картины вполне соответствует сложившейся схеме парадного портрета. В центре – фигура Кокоринова, его окружают аксессуары, несущие значительную смысловую нагрузку: бюро на котором расположены книги, чертежи на них можно узнать здание Академии художеств, деловые бумаги. Александр Филиппович одет в мундир светло-коричневого цвета с золотыми позументами. Тщательно выписаны тончайшие кружева жабо и манжет, костюм дополняют высокий галстук, шпага. Лицо изображаемого на портрете вельможи спокойно, на губах легкая улыбка, ощущается достоинство, живая энергия и внутренняя собранность Кокоринова. Очевидно – на портрете изображен видный государственный деятель и деятель культуры, один из авторов проекта замечательного здания Академии художеств. Но под маской величавости и светской любезности можно заметить нечто совсем иное, например, грустное и усталое выражение глаз. Дело в том, что Александр Филиппович считался «белой вороной». Человек, обладавший высочайшим уровнем образования и широтой взглядов, Кокоринов добился высокого положения своим трудом, он не принадлежал к кругу русской аристократии и был сторонником развития русской живописи, много делал для поддержки русских талантов и это в среде, где ценилось, прежде всего, все французское. Так, в парадном портрете, выдержанном вполне в соответствии с этим стилем, можно увидеть и узнать гораздо больше, чем просто изображение успешного вельможи.
История русской портретной живописи. Русский портрет XVIII века — продолжение
No comments yet.