История русских икон. Курская икона Божией Матери «Знамение». Часть 2
Мы продолжаем цикл публикаций, посвященный истории Курской «коренной» иконы, для желающих купить старинную икону. Эта статья посвящена историческим и легендарным «путешествиям» иконы в мирное время и на войне и поможет нучиться ориентироваться в «биографии» старинных вещей заинтересованым в том, чтобы купить антиквариат для своей коллекции.
Путешествия старинной иконы
История Курского «Знамения» тесно связана с войной. Так, в 1689 году, во время русско-турецкой войны, её изображение было помещено на полковые знамена. Девиз, вытканный под образом «Знамения», гласил, что богородица исполняет роль «воеводы» русской армии («дивным воеводством хранити нас присно в своем покрове»). А в 1812 году копия иконы была направлена в армию М. Кутузова, для «защиты русских воинов на поле битвы».
Надо сказать, что эта икона много «путешествовала», неоднократно переносилась из одного монастыря в другой. Традиция крестного хода с этой иконой – переноса «Знамения» из Знаменского монастыря в «коренную» пустынь и обратно – с момента первого осуществления этого ритуала в 1618 году обросла множеством интересных легенд и исторических случаев.
Одно из преданий, прямо указывающее на крестный ход с «коренной» иконой, связано с известным святым Серафимом Саровским. Он родился в семье курского купца, и не раз был свидетелем этого действа.
Согласно преданию, в жизни святого не раз случались удивительные происшествия. Так, в возрасте семи лет, осматривая церковь, строившуюся на деньги его отца (Сергиево-Казанский собор), Серафим забрался на недостроенную колокольню и по неосторожности упал с неё. Однако, сообщает легенда, падение с большой высоты не принесло мальчику никакого вреда. Три года спустя Серафим тяжело заболел – даже его родители перестали надеяться на удачный исход. Однажды, по случайности (из-за грязи на улицах, маршрут паломников отклонился от обычного), крестный ход с «коренной» иконой прошел через двор Серафима. Мать вынесла больного ребенка к образу богородицы. После этого болезнь постепенно отступила.
Другое примечательное «путешествие» старинной иконы – на этот раз историческое – произошло в 1597 году. Тогда «коренную» богородицу отправили в Москву, где её встречал тогдашний царь Федор Иоаннович, духовенство и все войско Московии. Монарх повелел украсить икону окладом из золота и серебра. Также её обрамили кипарисовой доской с изображением бога-отца, пророков и изречениями из библии. К иконе была привешена атласная пелена, вышитая серебряными и золотыми нитями, украшенная драгоценными камнями.
Старинная икона – причина раздора
История крестного хода с «коренной» иконой весьма любопытна. В связи с большим притоком паломников в эти дни и проводимой в то же время ярмаркой Курске, предметом спора священнослужителей часто становилось время пребывания старинной иконы Божьей матери в пустыни: с 1726 по 1765 год высшее духовенство утвердило длительность пребывания в одну неделю, а с 1765 года срок был продлен до двух недель. После конфликта, произошедшего в 1768 между монахами Знаменского монастыря и Коренной пустыни, синод постановил запретить крестный ход. Запрет длился двадцать два года. За это время приток паломников в пустынь постепенно спал, Курская ярмарка стала приносить всё меньше дохода как купцам, так и государству. Поэтому в 1790 году, после многочисленных обращений духовенства и чиновничества, Синод снял запрет. В июне 1791 года состоялся крестный, который вновь вызвал значительный приток паломников в пустынь.
Однако, история крестного хода с «коренной» иконой не исчерпывается этими событиями. Мы продолжим рассказ о нем в следующей статье для любителей антиквариата и иконописи.
— статья подготовлена по материалам книги
Гришечкиной Н. В.. «Чудотворные иконы на Руси».