История русских икон. Курская икона Божией Матери «Знамение». Часть 3

Мы продолжаем рассказ о крестном ходе с «коренной» иконой богоматери. В предыдущей статье цикла для желающих купить старинную икону, мы рассказали о древнейшей истории этого ритуала, о легендарных и исторических событиях, связанных с ним. В этой статье мы перейдем к изложению событий 19-ого, 20-ого и 21-ого веков.

антиквариат, купить антиквариат, старинная икона, купить старинную икону

Крестный ход со старинной иконой в Курске

Попытки продления срока пребывания «коренной» иконы в Рождество-Богородицкой пустыни не прекратились и в 19-ом веке. Игумен этого монастыря в 1805 году отправил императору Александру I прошение, в котором он умолял продлить период времени, на протяжении которого старинная икона остается в его ведении. Император благосклонно отнесся к просьбе священника: новый срок отсчитывался, начиная с 9-ой недели после пасхи, и заканчивался 12(25) сентября, в день рождества богородицы (всего 2,5-3,5 месяца).

С тех пор традиция крестного хода с коренной иконой начала приобретать все большую значимость. Так, в мае 1852 года по решению Государственного Совета, дни крестного хода стали нерабочими. К этому моменту Курск уже был губернской столицей (этот статус город получил в 1775 году) и епархиально-административным центром (с 1833 года), поэтому крестный ход привлекал огромное количество паломников. Церковь позиционировала этот обряд как важное событие в жизни города, объединявшее людей разных классов – в нем принимали участие и крестьяне, и аристократы, и чиновники (вплоть до губернатора), и курское духовенство.

По воспоминаниям архиепископа Серафима, отвечавшего в то время за курскую епархию, крестному ходу предшествовали две всенощных службы – открытая, для простого народа, на Краевой площади, и закрытая, архиерейская, в Знаменском соборе. По словам священника, праздник собирал до нескольких десятков тысяч человек. Визуально оценить масштабы действа можно и в наши дни, благодаря картине «Крестный ход в курской губернии» (И. Репин, 1880-1883), входящей в собрание Третьяковской Галереи.

Традиция проведения крестных ходов с «коренной» богородицей прервалась в 1917 году, после октябрьской революции. Декрет об отделении церкви от государства, вышедший несколько позже (в январе 1918), нанес серьезный удар по церкви. Тогдашний патриарх Тихон отреагировал на декрет посланием, в котором ощущается настоящая паника: у власти развязаны руки, церковь в опасности («Власть проявляет … насилие над всем … и над Святой Церковью Православной»).

Старинная икона в эмиграции

С этого смутного периода начались новые «странствия» антикварной иконы. В годы гражданской войны монастырь, где хранилась «коренная» богоматерь был разграблен, но тогда «Знамение» удалось укрыть о мародеров. Духовенство, в полной мере ощутив опасность, грозившую церковному имуществу, решило отправить «коренную» икону в эмиграцию. В 1919 году она была тайно переправлена в Таганрог, а затем, 1 апреля 1920 года, вывезена из России на пароходе. В сентябре-октябре того же года икона вернулась  на родину вместе с войсками Врангеля (ещё один «военный» эпизод в истории «Знамения»), после поражения которого была опять вывезена за границу, в Знаменском монастыре осталась её копия, ныне ставшая ценным антиквариатом. В период советской власти «Знамение» с большими перерывами перемещалось по Европе. Начав свой путь с г. Салоники в Греции, старинная икона Божией матери достигла сербского города Нище, затем попала в Белград, а оттуда отправилась в Вену и Мюнхен. Это «путешествие» заняло более 30 лет, по прошествии которых «Знамение» было помещено в Новой Коренной Пустыни под Нью-Йорком.

Будучи одной из древнейших икон, вывезенных из России после революции, «коренная» богоматерь считалась главной святыней русскоязычной эмиграции. В завершающей статье о «Знамении» для желающих купить антиквариат мы расскажем о судьбе  дальнейшей судье Коренной пустыни и о возвращении иконы в Россию.

 

— статья подготовлена по материалам книги
Гришечкиной Н. В.. «Чудотворные иконы на Руси».

Теги:, , ,