Открытки эпохи русского модерна. Продолжение

pan1

s3Особенности художественных открыток русского модерна

Открытки русского модерна имели свои особенности. Если центральным для произведений западноевропейского арт-нуво, в том числе и для художественных открыток, был образ женщины, то в России преобладала национально-романтическая тематика.Конечно, и в русской открытке женские образы были популярными, но они часто переносились в прошлые века, представлялись сказочными или мифологическими героинями. И эта черта тоже была типичной для модерна, многие художники обращались к темам родной истории, в рамках модерна формировался русский стиль. Именно его приверженцами были художники — авторы первых художественных открыток в России — Н.Каразин и Е. Бем. Одной из первых открыток в национально-романтическом стиле была открытка И.Репина «Кошевой атаман Серко», выпущенная в 1898 году издательством Общины св. Евгении. Но настоящим первооткрывателем этого направления был В. Васнецов. В 1900-1901 годах вышли его открытки «Купава» и «Гусляр» — великолепные образцы графического искусства эпохи модерна.

Впрочем, русские открытки модерна тоже отдали свою дань увлечению женскими образами. Например, одной из первых серий художественных открыток в России была серия открыток с рисунками женских головок, выпущенных в 1896-1897 годах товариществом Эйнем. Правда, эта серия была не совсем оригинальна, рисунки были вольной интерпретацией «Византийских головок» знаменитого чешского художника эпохи модерна — Альфонса Мухи. Возможно, для коллекционеров будет любопытно знать еще один факт, отличающий традицию русской открытки от Западноевропейской — для стран Европы была более характерна печать открыток литографически способом, в России же использовались все известные тогда способы печати: от литографии до нецветной автотипии. Первым издательством, предпринявшим выпуск открыток по специально созданным художниками для них рисункам, было издательство Общины св. Евгении. Первые четыре открытки, посвященные пасхальным праздникам, были созданы чрезвычайно популярным тогда художником Н.Н. Каразиным в 1898 году. В подготовке рисунков для следующей серии из 10 открыток приняла участие целая группа замечательных художников: И.Репин, С.Соломко, Е.Самокиш-Судковская, Е.Бем, Э. Визель, М.Вилие, Н.Самокиш.

Популярность открыток русского модерна

Миниатюрные, красочные картинки мгновенно завоевали популярность и всеобщую любовь, ведь они были не только красивы. С их помощью можно было поздравить родных и знакомых с праздниками. Так достигалась цель художников ар-нуво: эстетизация повседневности. Вскоре начинание Общины св. Евгении подхватили и другие издательства: петербургские издательства А.Фельтен, «Ришар», киевское издательство «Рассвет». Много работали в сфере создания рисунков для художественных открыток художники объединения «Мир искусства». Например, первое признание таланта великолепного живописца и графика М. Добужинского было связано именно с его серией рисунков к открыткам с видами Петербурга. Не менее известны открытки Александра Николаевича Бенуа. В 1904 году он создает рисунки для двух серий открыток «Игрушки кустарного производства». Бенуа коллекционировал русские игрушки, созданные мастерами Сергиева Посада, Тамбова и других центров народных промыслов и их он изобразил на своих рисунках. Вышли открытки в издательстве Общины св. Евгении. Русские открытки эпохи модерна — великолепные образцы графического искусства, вызывающие интерес у любителей антиквариата всего мира.

Теги:,

No comments yet.

Добавить комментарий