Открытки эпохи русского модерна

pan2

s1Художественные почтовые открытки, которые были в докомпьютерную эру просто частью повседневной жизни, сейчас стали увлекательнейшим объектом для коллекционирования, но насколько они ценны, как антиквариат? Если говорить об открытках эпохи модерна, то они действительно представляют собой интереснейшее явление, их можно считать несомненной ценностью и с точки зрения художественных достоинств, и с точки зрения изучения быта этой уже давно ушедшей эпохи.

Несколько слов об истории почтовых открыток

Первую почтовую открытку выпустили в 1869 году в Вене и, начиная с этой даты, она мгновенно распространилась в странах Европы, Америки и Азии. В России первые почтовые открытки стали использоваться с 1872 года, таким образом, наша страна была одной из первых в Европе, применивших это новшество в организации почтовой службы. Но первая художественная, иллюстрированная открытка в России была выпущена гораздо позже, в 1894 году в Риге. И сразу же, с середины 90-х годов XIX века количество рисованных открыток резко возросло. Этот период совпал с формированием и распространением во многих областях художественной жизни Европы и России нового стиля, получившего название модерн — в России, ар-нуво — во Франции, югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии и либерти в Италии. Очень много интереснейших открыток было создано именно в этот период.

Почему именно модерн?

Для представителей модерна было характерно стремление к созданию стиля, оказывающего влияние на многие сферы жизни в обществе, поэтому его и называли первым универсальным стилем. Модерн охватывал не только живопись, архитектуру, скульптуру, он проявил себя в таких сугубо практических областях, как мода и промышленный дизайн. То, что мы называем сейчас графическим дизайном, формировалось тоже в эпоху модерна, поскольку плакат, журнальная графика были очень затребованы обществом. Бурно растущая промышленность нуждалась в рекламе своей продукции и многие выдающиеся художники модерна создавали рекламные плакаты, например, Альфонс Муха, правда, в отличие от современных, рекламные плакаты А. Мухи до сих пор удивляют своей красотой. Так же и художественные открытки, их создавали многие талантливейшие художники модерна, видимо в конце XIX — начале ХХ века существовал баланс между уникальностью творческого замысла художника и тиражированием его произведений, точнее, вполне обычные утилитарные вещи, создавались, как произведения искусства. К открыткам относились, как к новой отрасли художественной промышленности, во всяком случае, именно так их охарактеризовала Наталья Леонидовна Шабельская, которая была коллекционером и исследователем этой новой сферы творчества. Она в 1899 году опубликовала первую в России статью, посвященную обзору и анализу западных художественных открыток, в статье были также и размышления о перспективах развития художественной открытки в России.

Теги:,

No comments yet.

Добавить комментарий