Оценка старинной бронзы

Старинная бронза Китая

Бытует мнение, что литье бронзы стало практиковаться в Древнем Китае во II тысячелетии до нашей эры, однако исследования конца XX века показывают, что китайцы умели обращаться с металлами еще в III тысячелетии до нашей эры. Винные сосуды «цзя» возникают в культуре Эрлитоу, которая датируется XVIII-XVI веками до нашей эры, получают распространение во время Шан-Инь, то есть в XVI-XI веках до нашей эры, и в эпоху ранней династии Западная Чжоу, что имела место в XI-VIII веках до нашей эры.

Эти периоды хорошо изучены специалистами, которые занимаются оценкой антикварной бронзы. В сосудах «цзя» подогревалось вино и религиозные напитки, их расставляли на алтарях и хранили вместе с другими ритуальными предметами из бронзы. Допустим, в известном захоронении императрицы Фу Хао (приблизительно 1200 г. до нашей эры), археологи нашли в 1976 году богатое собрание бронзы, в котором имелось 12 сосудов «цзя», причем 8 из них были округлыми. После того, как Китай был объединен императором Цинь Шихуанди в 221 году до нашей эры, древние ритуалы видоизменились, вследствие чего тогдашние мастера больше не делали бронзовых сосудов ритуального значения. Однако их изготовляли в дальнейшем ивсе ещеподделывают в настоящее время.

Бронза Древнего Китая является одним из феноменов мирового искусства. Ее высоко ценят за качество литья и детальность форм. Китай долгое время был закрытой территорией. Когда в XVIII в. Европа открыла для себя эту восточную культуру, коллекционеры антиквариата сразу обратили внимание на старинную бронзу. В это время в Китае еще не проводились археологические раскопки, они начались лишь с 50-х годов ХХ века. Тогда же ученые начали изучать бронзолитейное производство Древнего Китая, получив необходимые образцы материалов. В ходе исследований были уставлены составы сплавов, технология литья, методы обработки бронзовой поверхности. Особый интерес представляют собой разработки в области коррозии и энтропии металлов. В результате специалисты, оценивающие музейный антиквариат, нашли подделки, которые тем не менее составляют художественную и историческую ценность. Британский музей и музей Виктории и Альберта, известный превосходным собранием бронзы Древнего Китая, выставляют и такие вещи.

Оценка антикварной бронзы

В российских музеях количество оцененных предметов из бронзы очень невелико, большая их часть не осматривалась экспертами или полученное в результате беглого осмотра заключение о подлинности не внушает доверия. Бронза ранних эпох, происходящая из Китая, поддается точной идентификации только тогда, когда она добыта на официальных археологических раскопках, проводимых и инвентаризируемых с особой тщательностью. Если бронза предоставлена из другого источника, то оценка антиквариата будет трудным и долгим процессом. Вначале необходимо провести стилистический анализ, который покажет, нуждается ли китайская бронза в атрибуции. Однако эта предусмотрительность окупает себя лишь в тех случаях, когда изделия сработаны с явными отклонениями от канона древних мастеров. Но в большинстве своем копиисты из Китая могут изготавливать невероятно похожие на оригиналы вещи. Подделки настолько искусны, что коллекционеры, предостереженные подобными происшествиями, отказываются купить антиквариат из Китая, пока не будет проведена тщательная экспертиза. Осмотр и анализ старинной китайской бронзы невозможен без применения новых технологических методов, позволяющих датировать изделия с высокой точностью, тем самым выявляя подделки. Структурный анализ чрезвычайно актуален на рынке современной бронзы. При проведении экспертизы следует учитывать некоторые исторические нюансы. В X-XII вв. в Китае было утеряно множество бронзовых ритуальных сосудов, их следовало воссоздать заново, причем по возможности состарить, чтобы придать обрядам необходимую значимость. В этот период был написан трактат, в котором рассказывалось, как получить сложную патину. Для этого бронзовое изделие следовало зарыть в землю, которую затем поливали растительным соком. Бронзу старинных образцов копировали и в эпоху Мин и Цин. Научный труд, созданный во времена династии Мин, для получения патины искусственным путем советует хлористые смеси, сильный уксус и высокий температурный режим. Это означает, что способов воссоздания патины было немало, причем они были изобретены в разное время.

Теги:, ,