Реставрация антикварных икон
Открытие древнерусской антикварной иконы
Так уж случилось, что в начале ХХ века древнерусская иконопись была открыта заново. После тщательной и грамотной реставрации иконописные лики засияли яркими красками. Темная цветовая гамма, которая казалась особенностью древних икон, написанных в 15-16 веках, оказалась удивительно светлой и радостной. Дело в том, что олифа, которой покрывались для защиты изображения на иконах, неизбежно со временем темнела. А принятая до ХХ века форма реставрации антиквариата, которую называли «поновлением» приводила к тому, что мастера более поздних эпох записывали сверху древние шедевры новым красочным слоем. Из-за темного покрытия они не могли видеть подлинных красок, каждый новый слой становился по цвету более темным и тусклым. В восемнадцатом — девятнадцатом веках поновлением стали заниматься ремесленники. Так, постепенно, древнее русское искусство было забыто. Благодаря развитию реставрационной науки в начале ХХ века старинные антикварные иконы были открыты заново. Художники-реставраторы слой за слоем снимали более поздние слои краски, пока не добирались до древних шедевров. Так был открыт величайший памятник древнерусской иконописи, икона «Троица» А.Рублева. Слава об искусстве Андрея Рублева прошла сквозь столетия. А его величайшее творение не избежало дописей, которые были сделаны еще и в начале ХХ века. Сняв оклад, реставраторы обнаружили, что оригинальные изображения записаны художниками из Палеха в 19 веке, но восстановить подлинную авторскую живопись они не смогли и записали икону сверху так, как представляли себе живопись А.Рублева. Только в 20-х годах ХХ века удалось восстановить подлинную живопись Андрея Рублева без позднейших её интерпретаций. Так, благодаря развитию приемов реставрации, старинные иконы стали достоянием современной культуры.
Технологии реставрации антикварной иконы
Профессия реставратора — одна из самых сложных, требующих удивительного терпения и тщательного выполнения всех процессов реставрации. В переводе слово «реставрация» означает — восстановление, а реставрация икон — вообще совершенно особое искусство, поскольку и само создание древних антикварных икон — процесс сложный и многоступенчатый. Она может состоять из пяти или четырех слоев, которые называются основой, грунтом, красочным слоем и защитным слоем. Икона бывает украшена окладом из металла или какого-либо другого материала. Основой любой иконы, как правило, служит деревянная доска. Для создания основы чаще всего использовали древесину липы, клена, ели, сосны. На основу наклеивали ткань, которую называли паволокой, её иногда еще называли «серпянкой». На досках из мелкослойной древесины (липа, ольха) использовали тонкую паволоку или не использовали её совсем. После тщательной просушки паволоки приступали к нанесению левкаса. Или, если антикварная икона написана в более поздней манере — наносили грунт. Левкас — тоже грунт, но его готовили на основе хорошо просеянного мела в смеси с рыбным клеем, и он имел всегда белый цвет. Третьим слоем является слой красочный. Но в искусстве иконописи есть еще один важный момент, до нанесения красочного слоя на основу переносили рисунок будущего образа. Менее опытные изографы или ученики пользовались так называемыми «прорисями» или «переводами».
В качестве красящего вещества в древних антикварных иконах использовали темперу, то есть краску, приготовленную на желтковой эмульсии. По своим свойствам темпера особенно подходит для иконописи. Оставаясь легкой и прозрачной, она позволяет создавать тона необычайной силы, к тому же отличается удивительной прочностью. Четвертым, защитным слоем является слой олифы, антикварные иконы поздних периодов (XVIII-XIX) веков покрывались для защиты масляным лаком. Очевидно, что для восстановления древнего антиквариата необходимо много искусства и терпения. К наиболее традиционным приемам расчистки относятся: размягчение более поздних наслоений красок специальными растворителями, удаление их острым скальпелем или мягкими тампонами. Использование микроскопа позволило более тщательно изучить приемы древней иконописи. Новые технологии дают возможность тщательно восстанавливать деревянные основы, позолоту, левкас и красочные слои. Само собой, купить старинную икону того периода — непросто.