Советский фарфор. Часть 3

sovfar3

sovfar3Философия антикварных фарфоровых изделий

Как и в старинном фарфоре, в искусстве керамики сочетается форма и изображение. Художники используют приёмы скульптуры и архитектуры в сочетании с графикой и живописью. В эти годы возникли такие понятия, как «кераможивопись» и «керамопластика», авторы постигают мастерство передачи эмоциональных и интеллектуальных глубин личности человека через условную символику декоративного искусства. В сосудоваянии, от которого не отказывается ни советский фарфор, ни советская керамика, появляется новое качество сосуда не как вместилища жидкости, а как вместилища пространства, уподобляя его объекту архитектуры. Сочетание пространства и пластики со свойственным для русских художников «одушевлением», «очеловечиванием» форм нашло своё отражение в декоративной керамике тех лет и советском фарфоре — статуэтках, вазах, блюдах и других изделиях. Антропоморфные сцены и сюжетные мотивы свойственны для советского фарфора и керамики этого периода, да и последующих тоже.

Советский фарфор в конце 60-х — 70-х годах. Московская керамика

Развитие отечественной керамики в 60-е — 70-е годы идёт в нескольких направлениях. Белорусские и украинские мастера используют народные традиции, художники Армении и Грузии ориентируются на национальные культуры, в Прибалтике керамика отражается экспериментаторство, а также совершенством исполнения. Основными так называемыми «школами» керамики в советское время становятся направления, характерные для Москвы и Ленинграда. Керамика не явилась исключением из свойственного русской культуре единства и соперничества творческих направлений этих двух главных городов нашей страны. Для ленинградского художественного направления свойственно новаторство, аналитика и рационализм, а для московского — традиционость, эмоциональность и интуиция.
В московской керамике образовалось живописное и скульптурное направления. Для живописной керамики характерно преобладание изобразительного начала, ассоциативным языком выражающего настроения и душевные порывы создателя. На традиционных блюдах и вазах авторы прописывают целые этюды на темы природы, музыки, поэзии, материнства и детства, семьи, труда и времён года. Важно умение художника вписать сюжет в круг блюда, наложить рисунок на выпуклую вазу. Росписи отличаются тонкой колористикой и сходной с импрессионизмом живописной манерой. Так работают художники Е. Лукинова, Л. Орлова, И. Лясс, Н. Куприянова, М. Фаворская, Р. Цузмер, В. Орехова, Н. Вяткина, М. Макарова, Д. Мухина и другие. Расписные керамические вазы, блюда и панно, наряду с советским фарфором, прочно вошли в обиход — авторские и серийные изделия дополняют интерьер жилища советского человека, принося в стандарную обстановку индивидуальные черты.

Скульптурное направление отличается самобытностью и оригинальностью. Художники создают целые рукотворные миры, населённые персонажами, одухотворёнными теплом рук создателя. И всё, что есть в этом «керамомире» — архитектурные объекты, предметы, животные и люди, находятся в гармонии друг с другом. Характерной особенностью работ художников-семидесятников стало построение скульптурной композиции, не замкнутой в рамках изображения. Скульптурные элементы выходят за пределы воображаемых плоскостей, а глубина уходит в бесконечность. Среди представителей скульптурного направления отметим художников В. Малолеткова, А. Дулову, И. Афанасьеву, И. Покаржевскую, М. Юркову, Н. Шмакову, Т. Ган. Оба направления — и скульптурное, и живописное, обладают некоторыми общими чертами, такими как прочная взаимосвязь искусства керамики с домашним, интимным миром, поэтическое видение жизни и природы, основанные на индивидуальном восприятии и исполнении авторов. В семидесятые годы керамика, эта «сестра» старинного фарфора со своими «пространственными» исканиями играет роль модели для оттачивания средств выражения в монументальных видах искусства, таких как скульптура и архитектура. Приближаясь к изобразительному искусству, керамика сохраняет связь с предметным миром. Самая популярная тема в московской керамике — интерьеры и натюрморты, обязательными атрибутами которых выступают обычные бытовые вещи. При том, что советский фарфор 1930-1980 всё же обладал утилитарным значением, керамика, отходя от этого, приходит к видению предмета быта как темы или, если угодно, персонажа скульптурной композиции. В результате такого подхода появляются керамические натюрморты, в которых лампа, табуретка, чашка или утюг обладают индивидуальностью и одушевлённостью. Традиционная гончарная форма сосуда трактуется как единение трёх стихий — земли, воды, огня. В декоративном сосуде художники воплощают тему преображения сухой неодушевлённой формы в живую. Некоторые авторы используют трещины, изображая землю, на которой живут, трудятся, переживают засуху и жажду.

Теги:, ,