Антикварный фарфор XIX века

farf-19v

farf-19vСтаринный фарфор: Керамика и стекло

В начале первой половины 19 века в России было открыто огромное количество фарфоровых заводов, которыми владели обеспеченные купцы. Одним из самых крупных предприятий такого рода был завод А.Г. Попова, который был основан в 1811 году в селе Горбуново, находившемся в Дмитровском уезде, неподалеку от Сергиева Посада. В настоящее время продукция завода — предмет коллекционирования и атрибут, во многом формирующий статус владельца — старинный фарфор, пришедший к нам из тех времен, сочетает глубокую эстетику и техническое мастерство создателей. Фарфор, произведенный на предприятии, принадлежавшему Попову, отличался отменным качеством, огромным разнообразием форм, выразительностью и оригинальностью росписи. Завод выпускал товары, предназначенные для всех слоев общества. Сегодня антикварный фарфор того периода становится все более востребованным. Столовые сервизы, созданные мастерами Попова, обладали высокими художественными достоинствами. Особенно примечателен сервиз с необычными формами десертных тарелок – квадратными, ромбическими, треугольными. Яркость совмещается с торжественностью – такого необычного эстетического эффекта помогает достичь роспись золотой краской в виде гирлянд, венков из стилизованных виноградных листьев, фигурных розеток на зеркале тарелки и довольно широкая полоса волнистого растительного орнамента по борту посуды или тулову рюмочных и бутылочных передач и соусников.

Антикварный фарфор от малых производителей

Искусство старинного фарфора 19 века было связано с деятельностью как крупных, так и множества небольших заводов, принадлежащих частникам. Небольшие заводы открывались чаще всего в Гжельском районе, который славился белыми глинами особо высокого качества и параметрами, отлично подходящими для производства фарфора. На небольших заводах работали мастера, которые творчески подходили к своему делу – изобретали новые формы посуды, создавали новые приемы и техники росписи. Хорошо известны изделия, выпущенные на мануфактурах С. И. Масленникова, братьев Корниловых, И. А. Иконникова, В. И. Жадина, братьев Марковых, Самсоновых, Храпунова-Нового и других. Некоторые из этих предприятий просуществовали не более двух десятилетий, и в наше время сохранилось совсем немного их изделий.

Чашки и блюдца, выпущенные на заводе П. И. и И. Квартальных (Фартальных) отличаются насыщенностью украшений, на внешней поверхности этих изделий изображены архитектурные виды Гефсиманского скита, расположенного неподалеку от Троице-Сергиевой лавры,  а внутренняя поверхность чашек и блюдец почти полностью покрыта позолотой. Продукцию художественной мастерской Я .Орлова характеризуют гаромничное сочетание простых цветочных мотивов и яркого фона. На конец 19 – начало 20 века приходится пик развития громадного фарфорового концерна, принадлежавшего купцу М. С. Кузнецову. Это предприятие объединяло 5 крупнейших фаянсово-фарфоровых заводов России. Кузнецов следил за тем, чтобы на его производстве постоянно создавались и испытывались новые технологии. К так, в 1900-х годах здесь впервые в России была применена многоцветная печать – деколь, позже получила широкое распространение технология нанесения краски при помощи аэрографа. И все-таки, несмотря на быстрое развитие технологий, на заводах Кузнецова сохранились и традиционные технологии ручной росписи. Изделия заводов, принадлежащих Кузнецову, характеризуются сочетанием многочисленных традиций росписи, форм посуды, и принципов подбора изделий в комплект, накопленных русскими мастерами за более чаем двухсотлетнюю историю развития промысла в России. На рубеже веков фарфор становился частью повседневного быта не только аристократии, но и различных слоев российского общества, поэтому заводы Кузнецова выпускали продукцию разного уровня качества, удовлетворяя, таким образом самые разнообразные вкусы.

Старинный фарфор и мелкая пластика

Помимо производства посуды  важной частью отечественного фарфорового промысла является мелкая пластика, которая также выпускалась на множестве заводов. Зачастую в создании фарфора и статуэток принимали участие именитые художники. Например, распространенная в начал 20 века «Водоноска» изготовлялась по модели С. С. Пименова. Жанровая пластика, изготовленная на  заводе Гарднера, выполнялась на сюжеты народного быта («Собирание холста»), отражала распространенные народные типы («Жена ведет пьяного мужа». На рубеже 19-го и 20-го веков на заводе Гарднера, а после – Кзунецова выпускалась серия «Народы России», разработанная на императорском фарфоровом заводе по эскизам академика Н. Георги, которая была призвана отразить этническое разнообразие населения Российской Империи. Любопытно, что антикварный фарфор и старинные фарфоровые статуэтки из этой серии популярны сегодня потому, что воспроизводят детали русского быта, предметы одежды и украшения тех времен с высокой достоверностью. Мелкая пластика, произведенная на рубеже веков, отличается подлинным своеобразием стиля и отличным качеством.

Теги:, ,