Art Nouveau: старинные ювелирные украшения
Ювелирные украшения в стиле Art Nouveau
Этот стиль, название которого переводится с французского как новое искусство, возник в 1880 г. Свое название он получил от салона Самуэля Бинга Maison Bing, L’Art Nouveau, расположенного в Париже. К концу XIX в. период формирования ар нуво завершился. Деятели искусства приняли его положительно, они видели в нем огромный потенциал. Ар нуво не являлся преемником прежних стилей, многочисленные вариации которых успели приесться и творцам, и публике. Новый стиль, ставящий во главу угла оригинальность, был ориентирован в будущее, а не оглядывался на прошлое. Ар нуво стал глотком свежего воздуха для искусства того времени, что отражается в его многочисленных европейских названиях: ар нуво (новое искусство) во Франции, югендстиль (молодой стиль) в Германии, модерн (самый новый, современный) в России.
Несмотря на то, что ар нуво позиционировался как стиль, чуждый каким-либо заимствованиям и полностью игнорирующий классические каноны, без них все же не обошлось — об этом явственно свидетельствуют старинные ювелирные изделия той эпохи. Модерн был основан на нескольких художественных школах, в том числе и тех, которые уделяли значительное внимание традиционным стилям. В начале своего пути ар нуво сильно тяготел к готике. В то время средневековые мотивы были в фаворе. Дух возвышенной готики прослеживался в музыкальных произведениях Вагнера, стихотворениях символистов, творчестве декадентов.
Работы модернистов несли на себе не только готический отпечаток, они вобрали в себя яркие цветовые решения крито-микенского искусства, выразительность изваяний этрусков, четкие контуры кельтских изделий, изощренность итальянского маньеризма. Но модерн не копировал удачные решения великих мастеров прошлого и не следовал выработанным в течение долгого времени критериям. Вместо этого он обратился к эклектизму, то есть органичному смешению стилей.
Для стиля ар нуво также характерны японские мотивы. Это связано с тем, что в этот период европейцы наконец получили доступ в таинственную Японию, куда ранее иностранцы не пускались. Японский антиквариат незамедлительно обрел своих ценителей в Старом Свете. Люди Запада были поражены мировоззрением представителей Востока. Их культура отличалась особым изяществом. Японцы обожествляли природу, их предметы обихода были отделаны с невероятным вкусом. Жители Страны Восходящего Солнца замечали прекрасное в самых простых вещах и явлениях и умели показать эту красоту другим. Флористические мотивы и тонкие пейзажи, поэтично изображающие скалистую местность Японии, нашли понимание у европейцев, искусство которых тоже тяготело в тот период к подобной символике. Поэтому экзотические цветы и животные самым естественным образом появились в изобразительном фонде нового стиля.
No comments yet.