Фарфор Кузнецова — часть 3

kuzn-3-1

Фарфор монополиста Кузнецова

kuzn-3-1Хотя фарфор Кузнецова и имел разнообразные стилевые школы, не всегда удавалось их гармонично сочетать. Так, из Санкт-Петербурга в Дулево прибыли мастера, занимающиеся росписью фарфора, но элегантный классический стиль никак не сочетался с яркими цветами и славянскими элементами мастеров Кузнецова. Это были разные школы живописи, существующие независимо друг от друга. Сегодня специалисты высоко оценивают старинный фарфор как в классическом, так и в народном стиле.

Каждый год заводы Кузнецова производили товар на сумму свыше семи тыс. рублей. Это составляло 2/3 от фарфорового производства во всей Российской империи. Пользовались спросом как фирменный фарфор, фаянс, опаловая посуда, так и терракотовые статуэтки, вазы, прекрасные изразцы для печей, искусно отделанные в фольклорном стиле.

Кузнецов продавал свои изделия в пятнадцати магазинах, находящихся в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Харькове, Одессе. Его продукция была представлена на 12 ярмарках России, реализовывалась в Персии, Турции, на Балканах.

Новоявленный монополист тем не менее не мог тягаться с Императорским фарфоровым заводом (ИФЗ, в советское время — ЛФЗ).

«Восточный товар» «Товарищества М.С. Кузнецова»

Особым спросом пользовался «восточный товар», который включал в себя чайную посуду, украшенную в восточном стиле, и утварь Востока – пиалы, кальяны, блюда для плова и т.д.

Поэтому «Товарищество М.С. Кузнецова» выпускало немало такой продукции, на ней специализировались бывший завод Гарднера и предприятие в Гжеле.

Изделия украшались «кашгарской печатью». Нововведение оказалось столько успешным, что «восточный товар» Кузнецова стал лидером на рынке Востока, потеснив фарфоровую продукцию ведущих европейских стран.

Персия, Афганистан и Монголия предпочли российский фарфор.

Дулевский фарфор

kuzn-3-2Самым большим заводом Кузнецова был Дулевский. К началу ХХ в. тут трудились почти две с половиной тысячи рабочих, оборудование включало восемь печей для обжига, двадцать муфельных печей, три мощные паровые машины. Возле предприятия была построена Нижегородская железная дорога, вследствие чего дела пошли еще лучше.

Изделия из фарфора Дулевского завода высоко ценились в Европе благодаря своему качеству. Российский антикварный фарфор, статуэтки до сих пор можно встретить на международных аукционах. Хитрость его изготовления заключалась в хорошем сырье и грамотной обработке. Со стороны ничего сложного: перед запуском в производство глину держали целый год в подвальных помещениях. Это процедура называлась летование.

За год глина делалась более пластичной. Также использовалось исключительно сухое топливо, причем полученное в определенный период. Так, в ходу был лишь торф, поступивший до 20 июля. Более поздний не годился для изготовления фарфора, потому что его не успевали высушить до нужной процентной влажности. Но главное превосходство кузнецовского фарфора заключалось в опытности мастеров, которые достигали все новых и новых высот в своей профессии.

Гжельский и Дулевский фарфор

Гжельский фарфор, согласно традиции, расписывался кобальтом – обычно большими цветами, иногда и мелкими. Дулевские мастера научились этой технике, только их розаны были темно-розовым.

В середине XIX в. на предприятии работало много женщин, которые занимались тонкой ручной работой.

Почти все они носили имя Агафья, поэтому нарисованные ими узоры прозвали «агашками». Это были простые, почти детские, но очень жизнерадостные рисунки, которые тут же привлекали к себе внимание. Затем на заводе возник подвид этого стиля, который именовали «трактирным». Этот вид росписи тоже основывался на сочных, ярких красках, но был более аккуратным и продуманным.

Теги:, , , , , , , ,