Искусство инвестировать в искусство. Часть 1

Искусство инвестировать в искусство. Часть 1
Искусство инвестировать в искусство. Часть 1

Искусство инвестировать в искусство. Часть 1

Инвестиции на рынке искусства: актуальность сегодня

Искусство давно считается «вложением страсти», несущем не только эстетическую ценность, но также и экономическую выгоду. Но только недавно на искусство стали смотреть через призму современной  теории инвестиционного портфеля и рассматривать это т.н. «альтернативное вложение» как часть инвестиционного портфеля. Хотя исследования продолжают проливать свет на рынок, который исторически был непроницаемым, исследования показывают, что в долгосрочной перспективе искусство может обеспечить долгосрочную вероятную прибыль, которая несравнима с другими видами активов.

Парадигмы рынка искусства резко изменились за несколько последних десятилетий, так как недавно появившееся богатство на развивающихся рынках Китая, России, Среднего и Ближнего Востока увеличило число новых участников торговли искусством, что в свою очередь означило большую жизнеспособность рынка. Не напуганные напряженной экономической атмосферой последних лет, коллекционеры по всему миру платят рекордные суммы за топ-лоты. Несмотря на ту привлекательную сторону искусства, в котором оно выступает как инвестиция, недостаток прозрачности рынка, его неликвидность и высокие цены на предметы предоставляли возможность участия в нем только избранному классу богатых лиц. Однако растущий интерес к рынку искусства побудил к созданию новых инвестиционных продуктов, создающих новое поколение открытых к пониманию этого рынка инвесторов. В данном исследовании мы проанализируем особые аспекты рынка, означим последние тренды, взвесим все «за» и «против» вложений в искусство и обсудим пути к большему пониманию этого уникального вида активов.

Обзор мирового рынка искусства

Рынок искусства часто остается загадкой для инвесторов из-за своего непонятного характера. В отличие от традиционных классов активов, таких как ценные бумаги или долгосрочные облигации, торговлю искусством нельзя назвать прозрачной. Сам процесс торговли труден для понимания, так как большой сегмент рынка оформляется через частные сделки. Основную часть подробной информации о них можно взять из тех данных, которые предоставляют аукционные дома. Несмотря на существование больших и известных дома как Кристис и Сотбис, по всему миру есть также бесчисленное количество других. Этот всеобщий недостаток прозрачности делает оценку размеров рынка непростой. Итак, каков размер мирового рынка искусства? По данным TEFAF (The European Fine Art Foundation), размер мирового рынка искусства примерно равняется $60 миллиардам долларов; это же отражает и информация с аукционов, оценка арт-галерей и данные арт-дилерских торгов за 2011 год. Это также указывает на шестикратное увеличение рынка в размерах за прошедшие 20 лет.

Существует несколько типов игроков на рынке искусства. Сторона покупателей представлена состоятельными частными лицами и коллекционерами искусства. Арт-дилеры, коллекционеры антиквариата, корпорации и музеи также являются основными покупателями на рынке. В недавнем опросе состоятельных граждан, почти 50% опрошенных имеют произведения искусства и, в среднем, искусство занимает около 4% процентов имущества среднего обеспеченного человека. На стороне продавцов находятся аукционные дома, галереи и сами художники. Надо добавить, что такие посредники как арт-консультанты и частные банки облегчают сделки с помощью экспертиз, исследований и финансирования.

Так как за последние несколько десятилетий мировое богатство за пределами Северной Америки и Европы выросло в геометрической прогрессии, рынок искусства стал намного более глобализованным, чем когда-либо ранее. По данным отчета 2012 RBC/Capgemini World Wealth Report, анализирующего экономические факторы, которые управляют накоплением капиталов, Азиатско-тихоокеанский регион обогнал Северную Америку по количеству обеспеченных людей и стал лидирующим по этому показателю направлением. С ростом обеспеченности увеличивается запрос на предметы роскоши. Выросший троекратно Китай (включая Гонконг) перегнал Соединенные Штаты в качестве крупнейшего мирового рынка искусства и антиквариата, представляя 30% рынка в 2011, против 29% США

Структура рынка искусства в 2011 (и изменения с 2010)

Рисунок 1: Структура рынка искусства в 2011 (и изменения с 2010). Источник: Европейский Фонд изобразительных искусств

Источник — JP Morgan

Перевод, адаптация — Бородкина Анна

 

 

Теги:, , ,

No comments yet.

Добавить комментарий