Советский фарфор. Часть 1

sovfar1

sovfar1Советский фарфор и керамика послевоенных лет

Уникальность советского фарфора кроется в том, что его возникновение как явления стало возможным благодаря ленинскому плану «монументальной пропаганды», во исполнение которого был налажен выпуск агитфарфора. Так зародилось и получило развитие направление в искусстве, которое высоко ценится среди коллекционеров антикварного фарфора. Данная статья не затрагивает эпохи агитационного советского фарфора 1920 годов, мы остановимся на тенденциях, характерных для более позднего периода, а именно – конца пятидесятых и далее.

Советский фарфор 1930-1980 годов. Послевоенные годы

Годы так называемой «оттепели» (конец 50-х – начало 60-х) – это время коренных изменений во всех видах искусства. Девизы этого времени: «Красота – в простом», «Искусство – в производство» показали себя на выставке «Искусство в быт», проведённой в Манеже в 1961 году. Советский фарфор не стал исключением, и после сталинской помпезности вернулся его белый цвет, геометрия и лаконичность форм. Никакой позолоты и сложной росписи, никаких украшательств и ярких цветов – только чистота,  простота и функциональность. Таков советский фарфор – статуэтки и посуда этого времени. Самое крупное в стране предприятие – Ленинградский (бывший Императорский) фарфоровый завод собрал творческий коллектив не только художников, но и скульпторов. В начале 60-х выдвинулись и активно заявили о себе Н. Славина, И. Олевская, Э. Криммер, С. Яковлева, В.Семёнов, А. Лепорская и В. Городецкий, мухинцы С. Богданова, Н. Павлова, К. Косенкова и другие. Советский фарфор 1930-1980 годов выпуска – предметы быта и интерьера, которые мы можем помнить с детства – стал неотъемлемой частью истории искусства нашей страны. Этот удивительный материал прочно вписался в наш обиход, но как и из чего он делается, знают далеко не все. И современный, и старинный фарфор – это тонкий просвечивающий плотный керамический материал, белый или окрашенный искусственным путём, покрытый глазурью.

В зависимости от состава и способа производства фарфор бывает твёрдым, мягким, хозяйственным, низкотемпературным. Ленинградский фарфоровый завод, благодаря новейшей разработке, в 70-е годы начал производить особенно тонкий и просвечиваемый костяной фарфор повышенной белизны. Достижение завода было отмечено Госпремией, ассортимент выпускаемой продукции расширен, а творческий коллектив получил дополнительный простор для создания новых росписей и форм. Активный участник отечественных и международных выставок, завод остаётся лидером в создании высокохудожественных изделий, и в 1980 году получает премию «Золотой Меркурий». Творческие поиски в советском фарфоре велись не только на Ленинградском фарфоровом заводе. Ведущие предприятия СССР стали местом формирования различных по направлению художественных школ. Ленинградский, Дмитровский и Дулёвский фарфоровые, Конаковский фаянсовый заводы — продукции каждого из них присущи свои характерные черты, которые легко отличить друг от друга. Строгость и изысканность советского фарфора ЛФЗ работы Лепорской, Славиной, Городецкого невозможно спутать с традиционной «русской» росписью дулёвского фарфора работы Яснецова, Леонова.

Антикварный фарфор и керамика

Помимо советского фарфора, получила развитие и керамика, перейдя из ремесленной сферы в профессиональное прикладное творчество. Сохраняя связь с традициями народного ремесла, изделия из глины приобретают декоративность. При этом важнейшее свойство керамики как вида искусства – непременное практическое владение материалом, на котором зиждется всё многообразие творческих поисков и воплощений – колорита, пластики, эстетики и выразительности. Творчество художника здесь неразрывно взаимосвязано с технологией, ремеслом гончара. В начале 60-х керамические изделия сохраняли фактуру глины, следы обжига и, будучи изготовленными вручную, обладали некоей одухотворённостью, индивидуальностью, в противовес массовости индустриального производства. Помимо традиционной техники использования мелкотёртой глины, мастера стали применять так называемую «грубую» керамику – каменную массу крупного зерна и шамот. Мировой интерес к декоративной керамике в послевоенное время стимулировал её развитие в том числе и в СССР. С 1959 года советские мастера регулярно выставляют свои произведения на международных выставках, и они не остаются незамеченными. Так, в 1965 году ваза работы Дмитрия и Людмилы Шушкановых «Русская» получила премию на четвёртой Международной выставке керамики в Женеве.

Теги:, , , , , , , ,