Русская икона: эпохи древнерусской иконописи 14-17 века — часть 1

Древнерусская иконопись 14-17 веков

Русская икона. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год

Русская икона. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год

Среди коллекционеров русской иконыантиквариата и произведений искусства собиратели старинных икон всегда держались особняком. На Руси они были во все времена, и отыскивали и приобретали иконы в качестве религиозной святыни, исторически значимой, редкой вещи, драгоценности. В первую очередь в собрания попадали иконы «Строгановского» письма, считающиеся особо ценными. Кроме них коллекции собирателей или домашние молельни староверов пополнялись иконами более древними, происхождением из Москвы и Новгорода. Как правило, предпочтение отдавалось иконам небольшого размера — большие с трудом умещались в домашних собраниях, а также выбор был продиктован господствовавшим с семнадцатого века вкусом. Примером таких коллекций могут послужить известные собрания Постникова, Егорова, Прянишникова и Рахмановых.

Открытия собирателей антиквариата и пересмотр истории древнерусской иконописи

Помимо собирательства икон, интерес к истории их создания, к развитию русской иконописи также очевиден. До начала 20 века историки определяли расцвет отечественного иконописного творчества в 16-17 веках (время зарождения «Строгановского» письма). Для отдела иконописи Русского Музея Александра III Н.П. Лихачёвым был составлен соответствующий каталог, но открытие новгородских фресок, датируемых 1500 годом (14 век!) заставило признать указанные в каталоге даты ошибочными, как минимум на столетие. А открытие старинных новгородских икон 14-16 веков, освобождение их от более поздних «поновлений» и вовсе перевернуло все бытующие ранее представления о развитии русского иконописного и живописного искусства. Таким образом, извлечение древних новгородских икон привело к пересмотру всей истории древнерусской иконописи, показав историкам и ценителям это искусство в первозданном, подлинном виде. Можно сказать, что тогда русская икона была «открыта» заново.

Открытие в 1905 году старообрядческих храмов

На мнение историков о зарождении и становлении древнерусской иконописи, да и на отечественную историю культуры в целом нежданно-негаданно повлияло… открытие в 1905 году существующих старообрядческих храмов и разрешение на строительство новых. Как результат — потребность в иконах большого размера привела в Москву множество древних новгородских икон, которые подлежали расчистке от копоти, грязи и тёмной олифы. Это привело к неожиданным результатам. Дело в том, что в первозданном виде до нас дошло сравнительно немного икон 14-16 веков. Как правило, древние новгородские иконы были переписаны заново в 17 веке, вследствие круто изменившихся вкусов. В последующих столетиях — 18 и 19 эти иконы не ценились вовсе. Они вновь подвергались «поновлениям», бесконечным переписываниям и даже разрушениям.
Под всеми этими позднейшими записями и «поновлениями» древнерусское письмо приобрело «костяную» плотность и твёрдость, чудесным образом сохранившись.

Открытие этого первозданного, практически неизвестного никому искусства привело к появлению энтузиастов, сумевших по-достоинству его оценить. На первых порах это были братья Новиковы и С.П. Рябушинский, устроители новых старообрядческих храмов, а также некоторые иконописцы и любители из Москвы. Далее новгородской иконописью заинтересовались художники, В.М. Васнецов и И.С. Остроухов. Последнему удалось приобрести несколько исключительных экземпляров благодаря своей неутомимой энергии, направленной в новое русло. Волна интереса к прекрасному антиквариату захватила и музеи. В частности, в Русском Музее Императора Александра III благодаря стараниям П.И. Нерадовского была организована расчистка икон, имеющихся в собрании, и приведение их в порядок. В результате были освобождены замечательные памятники древнерусской иконописи. Музей также начал пополнять своё собрание за счёт новых приобретений. И наконец, новгородский архиепископ Арсений по собственной инициативе начал собирательство и расчистку древних икон, а в доверенной ему епархии святой отец организовал музей.

Икона Смоленской Божьей Матери

Попытаемся немного разобраться с эпохами древнерусской иконописи. В качестве примера наиболее древнего периода рассмотрим Икону Смоленской Божьей Матери из коллекции С.П. Рябушинского. Расчищенная от тёмной олифы, прописей и левкаса, данная реликвия была обозначена 13 столетием в каталоге начала 20 века, но согласно надписи на раме она относится к 12 веку. Это может соответствовать действительности, ибо двенадцатое столетие — время заметного оживления русского художественного творчества в Новгороде, Суздале и Киеве. Тринадцатый же век, напротив, являет собой наиболее мрачный для художественной истории нашей Родины период. Икона Смоленской Божьей Матери, выполненная в стиле широкого, слабо подкрашенного рисунка, похожем на манеру, в которой выполнены византийские фрески 11-12 столетий, свидетельствует о подчинении иконописи техникам мозаики и фрески. Это может указывать на то, что данный вид искусства в 11-13 веках своего собственного стиля ещё не выработал.

Теги:, , ,

No comments yet.

Добавить комментарий