Советский фарфор. Часть 2

SONY DSC

SONY DSCСоветский фарфор и керамика 60х годов

Говоря о фарфоре и керамике шестидесятых годов, нельзя не назвать имена художников-шестидесятников, внёсших огромный вклад в становление и развитие этого направления искусства. Новатором в керамическом ремесле считается ленинградский художник Владимир Ольшевский, создатель посуды строго обтекаемой формы, соответствующей стилю данной эпохи. Помимо создания изделий, массово произведённые образцы которых широко использовались в быту советских граждан, керамист делал первые шаги к керамике декоративной. Он создал серию исключительно декоративных сосудов из каменной массы, где «грубая» керамика была самоценна в эстетическом плане. Тогда же открыли для себя керамику Людмила и Дмитрий Шушкановы. Эти художники вручную изготавливали большие фигуры животных и сосуды из шамота. Нарочито упрощённая форма, пористая структура, подчёркнутая тяжеловесность их произведений придавали последним некоторую монументальность, свойственную скульптуре.

Декоративный советский фарфор

Не осталось без внимания и традиционное сосудоваяние. Прибегая к гончарной технике нечасто, керамисты предпочитают «игру» с материалом, задействуют элементы скульптуры, уподобляя изделия женской фигуре, добавляя черты портрета. На выставках и в салонах того времени, помимо советского фарфора, были представлены блюда, чаши, вазочки и многие другие изделия из керамики, украшенные росписью или потёчной глазурью. Среди художников, работавших в данной манере, стоит назвать имена В. Васильковского, Л. Орловой, Т. Гусевой, М. Тараева, Г. Кретовой, В. Маркова. Несмотря на интенсивное развитие декоративной керамики, её становление сопровождается непониманием со стороны многих живописцев, а также чиновничьими запретами. В отличие от простой геометрии форм советского фарфора 60-х, керамика с её «неправильной» пластичностью форм обзаводится ярлыком формализма, цветные глазурные потёки подозреваются в происках абстракционизма. Художники и критики в выступлениях отстаивают свои позиции и принципы, разъясняя роль декоративного искусства в повседневном обиходе советского человека. Ещё одна интересная особенность советского фарфора, керамики, стекла того времени – ориентирование многих художников-прикладников на декоративность в ущерб функциональности. Мастера создают предметы-метафоры, использование которых в быту невозможно. Примеры таких метафорических изделий — ваза с запаянным горлом В. Ольшевского, ваза-цилиндр без дна Ю. Бякова, не предназначенные для бытового использования изделия Б. Смирнова — «Пара чая» и «Праздничный стол» — композиция, ставшая знаменем нового течения. Ему следуют многие художники, чьи имена связаны с эпохой советского фарфора, стекла, керамики – В. Васильковский, К. Петров-Полярный, В. Шевченко, А. Степанова, С. Рязанова, С. Бескинская, Г. Антонова, Шушкановы и др. В среде искусствоведов и критиков того времени рождаются соответствующие термины: «стакан без дна», «чайник с запаянным носиком», «угощение сервизом». Таким образом, с точки зрения искусствоведов и критиков тех лет, имеет место тенденция перехода таких видов искусства, как советский фарфор и керамика от узкой утилитарности к образности и синтезу с другими видами искусства.

Во второй половине 60-х — начале 70-х начинается так называемый «керамический бум». Это время интенсивного развития декоративной керамики с уклоном в индивидуальность. Внимание керамистов смещается от технологических экспериментов с глиной, увлечённостью ею самой как материалом, к авторской манере исполнения. В работах художников появляется собственный почерк, ощущение себя как творцов, созидателей собственного мира из земли, воды и огня — этих первооснов материи, наполняющих созданный мир своими чувствами и мыслями.

Теги:, ,