Анисфельд Борис Израилевич. Биография художника. Часть 1

Anisfeld_1Борис Израилевич (Бер Срулевич) Анисфельд — известный русский живописец, график и сценограф родился 2 октября 1878 года в Бессарабской губернии (местечко Бельцы). Семья была довольно обеспеченной, и Бер мог позволить себе выбирать свой жизненный путь. Детское увлечение музыкой породило в нём мечту стать виртуозным скрипачом, но судьба распорядилась иначе.

Начало пути. Становление художника

С 1895 года юноша начал обучение в рисовальной школе. Учителями его были Г.А. Ладыженский и К.К. Костанди. В 1900 году Борис закончил школу, попав в число лучших выпускников. В 1901 году молодой человек продолжил обучение в Академии художеств (г. Петербург), осваивая искусство батальной живописи в мастерской В.И. Ковалевского, а также занимаясь у И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского. Влияние последнего чётко прослеживается в первых академических работах молодого художника, для которых характерно воспроизведение натуры и тщательная проработка формы.

С 1905 по 1908 художник занимался графикой, но многие иллюстрации для различных изданий носили явно живописный характер, например рисунок «Чудовища, шагающие по труппам» для обложки первого номера журнала «Жупел». Анисфельд в эти годы сотрудничал также с издательствами журналов «Сатирикон», «Леший», «Адская почта», «Золотое руно» и «Зритель».

Помимо работы над журнальными иллюстрациями, примерно в те же годы Борис Израилевич проявлял себя как живописец. Так, в 1906 году двадцать полотен художника были отобраны С.П. Дягилевым для выставки «Мира искусства». Анисфельд и далее экспнировался на выставках. В том же 1906 он принимал участие в Выствке русского искусства, проходящей в парижском Осеннем салоне. По окончании салона художник, единственный из семи соотечественников, стал действительным членом Салона, получив право выставлять свои полотна раз в год без жюри. В 1908 году живописец участвовал в венском Сецессионе, а на родине натюрморт «Цветы» был приобретён Третьяковской галереей. Творчеством Анисфельда заинтересовались коллекционеры. Репродукции раннего творчества художника можно встретить в коллекциях антиквариата и антикварной живописи по сей день.

В 1907 году состоялся дебют Анисфельда в качестве сценографа. Для театра В.Ф. Комиссаржевской художник оформил спектакль В.Э. Мейерхольда «Свадьба Зобеиды» по произведению Г. Фон Гофмансталя. Восточная экзотика была отражена посредством неожиданных цветовых сочетаний. В данной постановке Борис Израилевич впервые применил занавес-полог, без которого в дальнейшем не обходился ни один оформленный им спектакль. В 1908 году Дягилев пригласил Анисфельда в «Русский балет», для которого художник в мастерской А.Я. Головина поначалу создавал декорации по эскизам таких мастеров, как Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа и другие.

Живописец и сценограф

Вплоть до 1910 года его живописные работы выставлялись «Союзом русских художников», и только в этом году с помощью Кардовского, В.В. Матэ и другие именитых художников Анисфельд был удостоен звания художника официально. Возможная тому причина — неодобрительное отношение к «новой живописи» и её приверженцам со стороны Академии. Не известно ни одной графической работы художника, датированной позднее 1911 года, что может быть связано со спадом интереса к символистическому направлению в искусстве в то время.

С 1911 года Борис Израилевич оформлял балеты самостоятельно: для дягилевского «Русского балета» — «Подводное царство» на музыку Н.А. Римского-Корсакова (1911), для Мариинского театра — «Исламей» М.А. Балакирева (1912), для антрепризы Анны Павловой — «Прелюдии» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного короля» А.А. Спендиарова (1912-1913, Берлин), для антрепризы М.М. Фокина — «Египетские ночи» А.С. Аренского (1913-1914, Берлин, Стокгольм), для антрепризы В.Ф. Нижинского — «Видение розы» на музыку К.М. Вебера и «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена (1914, Лондон). Это не полный список сценографических работ Анисфельда. Характерная для «живописного театра» склонность к переводу сценического действа в «чисто музыкальное» зрелище, красочное и бессюжетное, воплощалась художником самобытно и талантливо.

Теги:,

No comments yet.

Добавить комментарий