Биография художника: Алексей Гаврилович Венецианов. Часть 2

Алексей Гаврилович Венецианов. Жнецы

Алексей Гаврилович Венецианов. ЖнецыСтаринные картины Венецианова (крестьянская тематика)

После «Очищения свеклы» Венецианов начал работу над «Гумном», которое специалисты в области старинной живописи называют одним из его лучших полотен. Художник поставил перед собой цель как можно точнее перенести натуру на холст. Он распилил одну из стен гумна и пригласил крестьян для позирования. Мастер изобразил не только людей и гумно, но и срез бревен, тем самым поместив происходящее в своеобразную раму. Картину приобрели за три тысячи рублей и выставили в Эрмитаже. Эти деньги Венецианов потратил на обеспечение своих учеников. Он обучал живописи представителей разных слоев общества, предоставлял им кров и пищу. Художник выучил свыше 70 человек, некоторых выкупил из крепостничества. Школа живописи Венецианова располагалась то в Сафонково, то в Санкт-Петербурге, пользовалась поддержкой Общества поощрения художников. Академия художеств не одобряла неформальный подход живописца к преподаванию. Венецианов ставил непосредственность восприятия и окружающую реальность выше, чем сухие каноны и умозрительные представления. Постепенно картины Алексея Гавриловича, такие как «Жнецы», «Кормилица с ребенком», «Купальщицы», становились все более далекими от идеала Академии. В «Купальщицах» художник передал естественную прелесть деревенских женщин, собирающихся купаться в ручье. В 1820-х гг. Васнецов создал несколько картин небольшого размера, которые эксперты по старинным картинам именуют «крестьянскими портретами». На них запечатлены девушки за работой и с цветами, мальчик во время работы и отдыха, старики. В 1823 г. художник начинает работать над произведением «Утро помещицы», которое стало вершиной его творчества. Как всегда у Венецианова, крестьянки представлены здесь с симпатией и уважением. Он писал их со своей супруги. Также она появляется в знаменитой картине «На пашне. Весна» в образе привлекательной девушки в сарафане, которая ведет двух коней по полю. В другой известной картине Венецианова, «На жатве. Лето», представлено величие жизни, проведенной в труде насущном. Художник дружил с видными русскими писателями своего времени.

Черная полоса в жизни художника

Он общался с Жуковским, Крыловым, Пушкиным и другими видными литераторами. В 1830-х Венецианов трудился над портретом Гоголя. В 1840-х в жизни живописца наступила черная полоса: его художественная школа не получала признания, появились денежные проблемы. Подопечные Венецианова стали предпочитать Академию художеств. Художник воспринимал их уход как измену. Сафонково пришлось заложить. Затем умерла жена художника. Чтобы расплатиться с долгами, Венецианов пытался получить место преподавателя в нелюбимой Академии или МУЖВЗ, но ему отказали. Живописец мог очутиться на грани нищеты. Выдающийся русский художник умер 4 декабря 1847 г. Он ехал на санях, когда лошади понесли на ледяном спуске. Кучер решил не рисковать и спрыгнул, а Венецианов попытался утихомирить лошадей, но сани перевернулись на повороте и придавили его.

Теги:

No comments yet.

Добавить комментарий