Биография художника: Петр Васильевич Басин. Часть 2

Петр Васильевич Басин.

Петр Васильевич Басин. Вознесение БогородицыСтаринная живопись Басина религиозной тематики

Основное внимание в творениях Басина, датированных 1830-1850 гг., уделено религиозной и мирской тематике. К первым относится плафон «Аполлон и музы», предназначенный для зала Академии художеств и «Введение во храм» для алтаря Казанского собора. В 1837 г. живописец создал 4 иконы и плафон «Сошествие Святого духа на апостолов», размещенный над алтарем церкви Святой Екатерины. Эта работа расценивается как одна из лучших в русском религиозном искусстве. В конце 30-х гг. Басин восстанавливает плафон «Воскресение Христово» в церкви Зимнего дворца, созданный в XVIII в. прославленным живописцем из Италии Фонтебассо. Плафон был уничтожен в результате пожара 1837 г.

В то же время придворный художник работает над оформлением возводящихся соборов и церквей, в том числе над алтарем Казанского собора в Санкт-Петербурге. В 1843-1855 гг. Басин создает росписи для Исаакиевского собора – основного храма столицы. Над художественным оформлением собора трудилось немало художников, но работы Басина количественно преобладают. Живописец расписал придел св. Александра Невского («Господь Вседержитель, несомый ангелами», «Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества», «Победа св. Александра Невского над шведами», «Христианская кончина св. Александра Невского», а также «Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году»). Для придела св. Екатерины Басин выполнил росписи «Вознесение Богоматери», «Страдания великомученицы Екатерины» и «Страдания великомученика Георгия», «Отречение от всех благ великомученицы Варвары».

Также он изобразил святых в парусах под малыми куполами вышеупомянутых приделов. Главной работой Басина в Исаакиевском соборе называют роспись «Нагорная проповедь», которая расположена в аттике южной стены. Помимо этого, живописец закончил росписи Брюллова под центральным куполом, который тот не смог продолжить из-за болезни. Басин руководствовался эскизами Брюллова, соблюдая выбранную им цветовую гамму. По предварительным материалам живописец создал образы 12 апостолов для главного купола, 4 евангелистов для парусов и написал две сцены («Лобзание Иуды» и «Несение креста») для аттика центральной части храма. Еще две («Се человек» и «Бичевание») художник выполнил по картонам Брюллова. Росписи Исаакиевского собора, неукоснительно следующие православным канонам, представляют собой лучшие образцы русской классической школы живописи. Они сделали Басина знаменитым. За свои росписи живописец получил орден св. Владимира 3-1 степени и золотую медаль на Андреевской ленте. Спустя год после окончания художественных работ в Исаакиевском соборе Басина удостоили звания заслуженного профессора.

Завершение творческого пути

Заключительными работами художника считаются выполненные в масштабе один к одному картоны фигур, предназначенные для росписи храма Христа Спасителя, что в Москве. Басин стал очень плохо видеть, поэтому не мог работать прямо в соборе. Вместо него эту работу выполнил академик Кошелев. Последние годы Басина прошли почти в полной темноте. Он не мог больше заниматься своим ремеслом и ушел на пенсию в 1869 г. в звании заслуженного профессора I степени по исторической и портретной живописи в ранге статского советника.
Живописец скончался в Петербурге 16 июля 1877 г. и был предан земле на Новодевичьем кладбище. На его могиле стоит архитектурное надгробие. Бюст Басина, изготовленный скульптором И.И. Подозеровым в 1867 г., впоследствии был перемещен в Русский музей. Работы Петра Васильевича Басина типичны для живописца русской академической школы середины XIX в. Этот художник, удостоенный звания заслуженный профессор религиозной, исторической и портретной живописи, написал около ста полотен. Лучшие из его старинных картин сейчас хранятся в Третьяковской галерее, государственном Русском музее и Академии художеств. Стоит отметить, что Басин создал немало портретов для Зимнего дворца, но знаменит он преимущественно по росписям соборов.

Теги:,

No comments yet.

Добавить комментарий