Русская пейзажная живопись XIXв
Русский пейзаж XIX в
Спрос на русские пейзажи XIX в. на рынке антиквариата всегда велик. При этом пейзажи живописцев из России зачастую стоят в разы больше, чем произведения мастеров из Европы. Русский антиквариат XIX в. так популярен, что появилось множество фальшивок. Копиистам удается приблизиться к исконной технике живописи, однако они не могут передать эмоциональность оригиналов. Описание такой эмоциональности можно встретить в трудах отечественных искусствоведов — в своей «Автомонографии» Игорь Эммануилович Грабарь говорит о своем желании запечатлеть на своей картине хоть какую-то часть той волшебной красоты природы, которую ему удалось увидеть. Уникальный талант русских поэтов, прозаиков, музыкантов и живописцев тонко чувствовать и передавать красоту окружающего мира до сих пор поражает наших современников.
Старинная пейзажная живопись XVIII-XIX вв
В России пейзажная живопись окончательно оформилась на исходе XVIII в. В этот период страна переживала увлечение сентиментализмом, который идеализировал естественную природу. Творческие люди считали, что именно природа способна пробудить в человеке самые лучшие черты. Сельские и городские виды запечатлевались в романтическом ключе. Поэтому старинные картины того времени вызывают чувство умиротворения и идиллии. В конце XVIII в. пейзажи исторической направленности стали подразделять на два стиля (слога): героический и пастушеский. «Слог героический» предполагал памятники архитектуры, классические строения, изображенные во всей своей стройности и монументальности. «Слог пастушеский» охватывал сельские виды во всем их многообразии. У истоков пейзажной живописи в России стоял Семен Федорович Щедрин. Он стал наставником для целой плеяды значимых русских художников XIX в. Среди его выдающихся воспитанников можно назвать Федора Матвеева и Сильвестра Щедрина, племянника Семена Федоровича.
Старинные картины: эпоха романтизма
История русской пейзажной живописи XIX в. насчитывает два последовательных этапа, для каждого их которых характерны свои особенности. Первый проявился в романтический период, а второй пришелся на критический реализм, представленный художниками-передвижниками. В эру романтизма на арене появляется новый идеал. Это интеллектуально развитая личность, находящаяся в поиске вечных истин. Фундаментальные принципы романтизма отразились в русской старинной живописи первой половины XIX в. Мастера этого времени видели прямую взаимосвязь природы и человеческой души. Природа отражает все изменения, происходящие внутри человека. На картинах теперь изображают сюжеты не по строгим академическим канонам, и не безукоризненно проработанные, но неживые пейзажи, а «живые» места. Именно в этот период художники начинают выезжать на природу, чтобы писать картины с натуры. В обиход входит термин «пленерная живопись».
No comments yet.