Русская пейзажная живопись XIXв — продолжение

Щедрин, Сильвестр Феодосиевич. Лунная ночь в Неаполе

Щедрин, Сильвестр Феодосиевич. Лунная ночь в Неаполе

Особенности русской пейзажной живописи романтизма

Благородные духовные устремления прослеживаются в великолепных пейзажах романтизма, передающие чарующие виды Италии и России. Роскошь итальянской природы представляет интересный контраст с тихой меланхолией русской глубинки. Живописцы того времени не ориентировались на старые пейзажные каноны, а самостоятельно искали способы передать увиденное максимально точно. В результате этих поисков была открыта связь колористики и светотени. Достижения мастеров первой половины XIX в. значительно обогатили русскую живопись. В настоящее время пейзажи того времени стали дорогостоящим антиквариатом и достоянием музейных коллекций.

Сильвестр Федосеевич Щедрин считается одной из ключевой фигур романтической пейзажной живописи. Он обучался в Академии, причем специализировался именно на пейзаже. Его курировал популярный художник Федор Алексеев, работающий в жанре городского пейзажа. Закончив Академию с золотой медалью, Щедрин отправляется путешествовать. Он задерживается в Риме, потом перебирается в Неаполь. В Италии Щедрин заводит близкое знакомство с единомышленниками Кипренским, Брюлловым, Батюшковым, которые к тому времени уже стали известными живописцами. Щедрин любил рисовать щедрую природу и города Италии. Его «Лунная ночь в Неаполе» – подлинный романтический шедевр. На картине виднеется луна, выходящая из-за туч. Ее яркий свет пронизывает воды Неаполитанского залива, заливая окрестности загадочным голубым светом. Это холодное сияние составляет контраст с пламенем прибрежного костра, согревающего рыбаков. Живописец сделал акцент на резком переходе от света к тьме. В этой работе не ощущается свойственного творчеству художника спокойствия, она вызывает чувство духовного напряжения.

Старинные картины на рынке антиквариата

Искусствоведы высоко оценивают картины таких мастеров первой половины XIX в., как Иванов, Венецианов, Сорока (Васильев). Лагорио и Айвазовский продолжали творить и во второй половине XIX в., но их картины относят уже к эпохе реализма. Александр Бенуа считал, что из всех русских живописцев лишь Айвазовский понимает толк в природных катастрофах. И действительно, способность художника передать страшную, непреодолимую силу природной стихии до сих пор поражает каждого, кто взглянет на его картины, изображающие бушующее море. Еще одним доказательством гениальности Айвазовского является популярность его картин на мировом рынке антиквариата. Спрос на русскую пейзажную живопись действительно постоянно растет. На аукционе антикварной живописи, организованном домом Сотбис в Лондоне, который прошел весной 2012 года, картина Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» ушла с молотка за 3 млн фунтов стерлингов.

Русская пейзажная живопись XIXв

Теги:,

No comments yet.

Добавить комментарий