Старинные ювелирные изделия России — XVIII век. Часть 1

 Старинные ювелирные изделия РоссииЗолотое и серебряное дело в России (XVIII век)

Русское ювелирное дело XVIII в. представляет особый интерес для историков и ценителей искусства. Этот период отличается многообразием стилей, уникальными методиками работы и большим количеством выдающихся ювелиров и монограммистов, имена которых не должны быть забыты. В этот период вещи изготавливались вручную, зачастую все операции проводились без участия техники. В результате каждое ювелирное произведение того времени неповторимо, даже если оно тщательно скопировано ювелиром. У каждого мастера были свои собственные секреты и хитрости. Повторить даже собственное произведение один в один ручным способом невозможно. В XVIII в. бал правили несколько стилей, происходящие из Европы: барокко, рококо, классицизм. Каждый из них имел свой местный колорит, поэтому российским ювелирам приходилось адаптировать их к нашей реальности. Стили поочередно сменяли друг друга, причем вытеснение происходило не сразу, а постепенно. К слову, ручная работа — это один из гарантов надежности на современном рынке антикварных ювелирных украшений.Поэтому можно встретить вещи разных стилей, датированные одним периодом. Стили не только сосуществовали в одном временном промежутке, но и могли пересекаться между собой, в результате чего рождались произведения, сочетающие в себе черты и барокко, и рококо. Большую роль играли пожелания клиента и предпочтения публики. Хорошие мастера могли работать сразу в нескольких стилях.
В начале XVIII в. русское ювелирное дело было наиболее развито в Москве. Именно здесь жили ювелиры, превосходно работающие с золотом и серебром. Затем набрал обороты Санкт-Петербург, куда приезжали европейские мастера. Они специализировались преимущественно на золоте и драгоценных камнях. Серебряные изделия, изготовленные в Санкт-Петербурге в этот период, тяготели к традициям Западной Европы.

История старинных ювелирных изделий: именные клейма

История старинных ювелирных изделий: именные клейма

История старинных ювелирных изделий: именные клейма

Ювелирам, происходящим из отдаленных губерний, не всегда удавалось достичь уровня Москвы, не говоря уже о Петербурге с его специалистами высшего уровня. Они ориентировались на вкусы провинции, которые сильно отставали от новых веяний. Однако к середине XVIII в. эти различия были почти полностью устранены. Именные клейма ювелиров появились в Российской империю в 1700 году. Они были учреждены Петром I. Раньше мастера не ставили свои отметки на ювелирных произведениях. До сих пор встречались лишь пробы серебра и годовые пробы, имеющие вид двуглавого орла.

Государственный указ не вызвал особого восторга в среде ювелиров. Если им предоставлялась такая возможность, они предпочитали не клеймить свои изделия. Это касалось как именного клейма, так и пробы. Вследствие этого антиквариат (золото, серебро) этого периода может не иметь клейм, что не означает подделку. Мастера избегали этой процедуры по простой причине: клиенты нередко предоставляли ювелиру материал для работы. Их металл мог не иметь нужной по законодательству пробы. В числе таких заказчиков были частные лица и религиозные учреждения, нуждающиеся в церковной утвари. Помимо этого, клиентам зачастую было неважно наличие или отсутствие клейма, и ювелир мог воспользоваться этим, чтобы не платить налог. Эксперты устанавливают дату изготовления таких изделий по имеющимся надписям и стилистическим особенностям.

Именные клейма российских ювелиров – это инициалы (имя, отчество и фамилия). Благодаря этим сведениям исследователи идентифицировали многих незаурядных мастеров, которые вывели ювелирное дело России на новый уровень и создали немало вещей, которые по праву могут считаться произведениями искусства. Сегодня клейма также позволяют установить подлинность антиквариата при оценке предметов старины. Но до нашего времени дошли не все архивные записи, из-за чего некоторые имена не удалось опознать. В результате иные ювелиры не вошли в справочное издание «Единый художественный рейтинг» и знатокам известны лишь их монограммы-клейма.
В начале 1720-х г. в обиходе появились клейма с инициалами пробиреров. С 1730-х они порой ставились вместе с датой. Первое московское клеймо, изображающее двуглавого орла с российского герба, использовалось до 1741 г., пока его не сменил герб Москвы – Георгий Победоносец. Городские гербы присутствовали на местных клеймах.

Старинные ювелирные изделия России — XVIII век. Часть 2

 


Старинные ювелирные изделия России — XVIII век. Часть 3

Теги:,

No comments yet.

Добавить комментарий